Cosmoscow-2017: три художника, достойные вашего внимания

Специально для OK-MAGAINE.RU искусствовед Анастасия Постригай выбрала трех художников, на работах которых точно нужно задержать свое внимание.

DR

Не Московской биеннале единой: сентябрь в столице традиционно богат на события в мире современного искусства. С 8 по 10 сентября в Гостином дворе пройдет V международная ярмарка современного искусства Cosmoscow.

В этом году ярмарка стала более масштабной: число галерей-участников перевалило за 50, география протянулась от Грузии до США, а список художников насчитывает более 150 имен. Изменения затронули и программу ярмарки. Будут новые секции — Collaborations, Focus и Past Present, а одной из галерей вручат приз «Лучший стенд Cosmoscow» с правом участвовать в следующей ярмарке бесплатно.

Еще одним важным событием станет благотворительный аукцион, где будут выставлены 17 работ молодых художников, а все вырученные средства отправятся в фонд поддержки современного искусства Cosmoscow. К слову, количество лотов не случайно: торги посвятили столетию Октябрьской революции 1917 года.

Искусствовед, основатель проекта «Школа популярного искусства Op_Pop_Art» Анастасия Постригай рассказывает, на каких художников Cosmoscow стоит обратить внимание.

Конор МакКриди (Askeri Gallery, Москва)

Цветом Великой революции во Франции и Октября в России был красный. А вот цветом революции Cosmoscow вполне может стать синий — фирменный цвет художника Конора МакКриди, чьи работы на ярмарке представит столичная Askeri Gallery. Синий, придуманный МакКриди, даже запатентован под именем Mccreedyblue. Говорят, художник использует одному ему известную комбинацию из оттенков одного из самых загадочных цветов в палитре.

Конор МакКриди

В списке кумиров художника вполне предсказуемо значатся Пикассо, Рихтер, Виллем де Кунинг и «король синего» Ив Кляйн. Сам МакКриди родом из Южной Африки, учился в США и Великобритании, мог бы стать профессиональным гольфистом, но вовремя сделал выбор в пользу искусства.

МакКриди стал самым молодым художником в истории, удостоившимся персональной выставки в закрытом и элитном National Arts Club в Нью-Йорке. А в 2012 году его работу «Тайные движения» продали за $150 000, что для художника возраста МакКриди (тогда 25-летнего) и вовсе рекорд.

Ив Кляйн

Сам МакКриди воспринимает свою живопись как нечто эмоциональное, широкий жест, крепкую связь между внутренним состоянием себя и внешними обстоятельствами. Многие свои полотна художник оставляет безымянными: не хочет навязывать зрителю посторонние смыслы.

Кайдо Оле (Temnikova & Kasela , Таллин)

Космополитизм и монохромность МакКриди усиливается прибалтийским минимализмом Кайдо Оле — одного из самых популярных современных художников Эстонии. Про Оле обычно говорят как о продолжателе традиций советского концептуализма на постсоветском пространстве. В Эстонской художественной академии, где Оле преподавал, ему удалось вырастить крепкое поколение концептуалистов. Сам же художник в работе склонен к философским размышлениям, местами даже к медитации.

Клайдо Оле

В своем творчестве Оле уже совершил одну революцию. В 2011 году художник отказался от сюрреалистичных натюрмортов и перешел к фигуративной живописи. Сам художник говорит, что мало использует в работе реально существующие предметы — только в виде цитат. Оле предпочитает комбинировать материалы, формы, поверхности и техники. И произведения его всегда выполнены очень верно с технической стороны, не придерешься, а вот с эмоциональной — оставляют зрителю право на самостоятельность.

Сергей Зарва (VLADEY, Москва)

Украинца Зарву на Cosmoscow представит первый в России аукцион современного искусства VLADEY, что довольно символично — Cosmoscow до сих пор остается единственной в России ярмаркой современного искусства международного масштаба.

У Сергея Зарвы одесская прописка, но и в Москве он нередкий гость. Впрочем, в международном успехе художнику тоже не откажешь: его работы купила для личной коллекции американская художница Сидни Шерман, а в 2013 году работы Зарвы появились на биеннале в Венеции.

Сергей Зарва

В карьере Зарвы немало ярких моментов, но я всегда обращаю внимание на серию «Огонек». Говоря языком современным, это подборка кавер-версий обложек легендарного журнала. Такое внимание Зарвы к старейшине советской периодике объяснимо: в его родной Одессе журнал «Огонек» можно встретить всюду — от дачного чердака до фешенебельного ресторана.

И Зарва нашел применение запылившимся страницам: брал оригинальную обложку 1950-60-хх и поверх существующего портрета рисовал такой же, но толстым-претолстым слоем масляной краски. Получились такие мясистые, как у Фрэнсиса Бэкона, лица. Со временем Зарва пошел дальше и стал делать своих героев разнообразнее — то кожу с них сдерет и обнажит мышцы, то и вовсе скрестит с мордочкой обезьяны.

«Да ну, стеб какой-то!», — скажете вы. Вот и Зарва считает так же. В одном из интервью он признался, что вообще не считает искусство серьезной штукой. Впрочем, некоторые критики не видят в отношении Зарвы к живописи ничего смешного и заявляют, что тот все еще цепляется за постмодернизм, который, по расхожему мнению, давно умер. Или, по крайней мере, сильно утомил.