Сексуально ли современное искусство?

Этим вопросом задалась художница Ильмира Болотян, чья выставка «Свидание в музее» проходит в галерее «Фрагмент» до 23 июня.

DR

Московская художница год общалась с мужчинами на сайтах знакомств, чтобы встретиться с ними на территории современного искусства. Цитата из стихотворения Сергея Михалкова «Я поведу тебя в музей» была иронично вынесена в статус анкеты, а свое намерение сходить на выставку художница обозначала с первых же слов начинающейся переписки. Решившиеся на свидание мужчины (таких нашлась всего дюжина) приходили на встречу, где художница проводила для них экскурсию по выставке. Так свидание с женщиной превращалось в свидание с искусством.

Снятые украдкой фотографии встреч, переписка и серия графических работ в жанре псевдонаучной иллюстрации с фантастическими многоклеточными существами и характеристиками, которые Болотян давала своим визави («отказ от борьбы», «беспокойство о мужественности», «самолюбование») составили основу выставки.

А ее центром стала отсылающая к стереотипам классического искусства и традиционной семьи как результате успешного свидания картина «Троица».

Галеристы в проекте Болотян основными называют темы фрустрации (проще говоря, несоответствия желаний имеющимся возможностям) и этики (встречавшиеся с художницей мужчины не подозревали, что являются частью арт-игры). По сути же это исследование сексуальности как важной части энергетики искусства.

«В контексте сексуальной коммуникации музей и современное искусство в целом не кажутся мужчине привлекательными для флирта», – признается художница. – «Переключение на значения искусства сводят на нет эротический запал».

Почему? Потому что современное искусство большинством воспринимается как «снобство, закрытость и пляски вокруг черного квадрата» – это самые частые обвинения в адрес современного искусства и участников движения. К тому же музей (чаще всего встречи происходили в музее современного искусства «Гараж» и в залах Третьяковской галереи на Крымском валу) не способствует отказу от ощущения герметичности современного искусства и его недоступности для большинства людей.

При этом само современное искусство, говорит Болотян, почти утратило связь с эротической подоплекой, женственностью и мужественностью. Традиционная эротика маргинальна, и сексуальность появляется в нем лишь при работе с порнографическими элементами, максимально быстро вызывающими реакцию.

Основатель петербургской Новой Академии Изящных Искусств Тимур Новиков обвинял современное искусство в сознательной войне против красоты, в желании убить Аполлона. Болотян демонстрирует его неспособность возбуждать. В самом прямом смысле слова.