Семен Слепаков и его лучшие комедии

От «Озабоченных» до полнометражного фильма с режиссером Вадимом Перельманом.

Фотография: DR

Полнометражный фильм с голливудским режиссером Вадимом Перельманом, один из самых успешных российских сериалов 2018 года и нетривиальная комедийная история, созданная Семеном Слепаковым еще в далеком 2015 году.

«Купи меня» (2018)

Проект Слепакова, снятый «взрослым» кинорежиссером: Вадим Перельман долго работал в Голливуде и построил «Дом из песка и тумана», имевший три номинации на «Оскар». К чему все это? К тому, что циничное название и вроде как ходульная фабула еще ни о чем не говорит.

Студентка филфака Катя Королева (Юлия Хлынина) выигрывает грант на поездку во Францию, чтобы исследовать архивы русской эмиграции. Нет, Катя во Францию не едет, плюет на будущее ученого и устремляется в погоню за сладкой мечтой. В Абу-Даби, где принцы, шейхи, жарко, богато и гламурно. Но это на первый взгляд. На самом деле, «модельное агентство» занимается известным и популярным видом услуг. Вскоре девушку разоблачают и высылают из ОАЭ на родину. Катя снимает квартиру с коллегами Лизой (Анна Адамович) и Галей (Светлана Устинова) и становится... светской львицей. В простонародье — девушкой с низкой социальной ответственностью.

Примитивно? Нет. Потому что Слепаков и Перельман воссоздали закрытый мир страстей и пороков, которые не чужды даже самые высоко моральные люди. Через историю отдельно взятых падений раскрывается почти библейская метаморфоза: очищение путем погружения на дно. От мысли «мужчина как унитаз — либо занят, либо полон дерьма» девушки приходят к осознанию собственной беспомощности и бесполезности. Еще вчерашняя мечта оборачивается приговором. Ведь самба ночных мотыльков у открытого огонька до добра не доводит. Разумеется, сюжет и характеры раскрываются через уйму женских шуточек, эротических сцен, нетолерантных моментов и циничных поступков героев.

«Домашний арест» (2018)

Только ленивый не назвал «Домашний арест» событием года. И с этим действительно сложно поспорить. Умеренно-политическая сатира, обличающая не только пороки общества, но и несовершенство власти — с острым юмором и гениально выписанными характерами. Да еще и такая, чтобы не запретили. Да еще и извиняться не заставили. Да еще и чтобы премьер-министр России Дмитрий Медведев нашел возможность посмотреть, оценил и признал персонажей сериала «узнаваемыми». А Никита Михалков назвал лучшим фильмом года… Это надо было постараться! И Слепаков, потратив на проект пару лет жизни, выпрыгнул из штанов. Осилил. Хотя задача казалась неподъемной. Во-первых, уговорить снимать проект Петра Буслова (того самого, что «Бумер» и «Наша Russia»). Во-вторых, сделать отдельным произведением искусства заставку проекта, как это принято за рубежом. Анимацию создавал обладатель «Оскара» Александр Петров. А музыку написал другой обладатель «Оскара», француз Людовик Бурс. В-третьих, собрать в проект популярных, но не заезженных актеров — так, чтобы социально-политическая и психологически тонкая тема не была опошлена «медийными лицами» или артистами, сыгравшими всех и вся. Так в оркестре «Домашнего ареста» появились Павел Деревянко, Марина Александрова, Сергей Бурунов, Александр Робак, Светлана Ходченкова, Тимофей Трибунцев и многие другие. История вороватого, но в глубине души милого мэра Синеозерска Аникеева, помещенного под домашний арест за старые заслуги, это хрестоматия русской жизни. Бурлящая жизнь коммуналки, пьющие работяги, сотрудники ФСБ в засаде, филологи в оппозиции, комплексы, интриги и внезапная страсть — и все это на фоне обветшалого Синеозерска и лоснящейся от шика власти. Коктейль Семена Слепакова был замешан в идеальных пропорциях. Взболтан, но не смешан. Мечты уводят героев туда, откуда хочется поскорее вернуться в уютное прошлое.

«Озабоченные» (2015)

Комедия про отношения — что может быть примитивнее? А вот и нет. Качественная комедия всегда предполагает многослойность персонажей, непредсказуемость сюжетных завихрений и, само собой, крутой юмор. Это то, что удалось собрать Семену Слепакову в «Озабоченных», хотя до него пытались многие, но что-то да обязательно разваливалось на этапе сборки.

Сюжет незатейлив: копирайтер Саша Гвоздикова (Мария Шалаева) отправляется из родного Екатеринбурга в Москву за мечтой — работой, деньгами и писательской славой. Соавтор сценария Ирина Денежкина — да, тоже из Екатеринбурга! — наверняка на что-то намекала. В столице наивную девушку ждет все, что и остальных: любовники, измены, предательства, заклятые подруги, беспорядочные половые связи и... озабоченность. Поскольку снимал проект серьезный кинорежиссер Борис Хлебников (еще до «Аритмии», но уже после «Коктебеля» и «Долгой счастливой жизни»), комедия получилась не без драмы. Ведь у каждой из подруг Саши — масса бытовых и психологических котомок, которые приходится таскать с собой, как бы сильно они не тянули на дно. Катя Неплюева (Евгения Калинец), подобно главной героине фильма «Москва слезам не верит», тащит на себе семью. Алена Кремлева (Ольга Дибцева) батрачит диспетчером в такси, имея модельную внешность. Философия «Озабоченных» проста и тем прекрасна: каждый имеет право на счастье, а вот как оно выглядит — не всегда зависит от отправленных во вселенную «запросов». Психологи не врут, когда уверяют, что мысли материальны. Просто недоговаривают, что ваши ожидания — это ваши проблемы.

Сериалы «Домашний арест» и «Озабоченные» уже сейчас в полном объеме доступны на онлайн-платформе ТНТ-PREMIER.