В столице открывается выставка «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова»

Двухчастный проект будет представлен сразу на двух площадках: в музее им. А.В. Щусева и в фонде IN ARTIBUS

Фотография: DR

28 апреля 2017 года в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева и фонде IN ARTIBUS откроется масштабный двухчастный проект «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова», посвященный 280-летию со дня рождения великого русского архитектора.

Более 140 произведений, включая графику, живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, исторические артефакты и видео, предстанут перед зрителями на обеих площадках и условно разделят экспозицию на семь частей. Работы великого зодчего на выставке будут дополнены произведениями таких знаменитых архитекторов и художников, как Матвей Казаков, Джакомо Кваренги, Джованни Баттиста Пиранези, Рембрандт Харменс ван Рейн и другие.

«Наследие великого зодчего Баженова известно, однако существует загадочный и таинственный раздел в его творчестве, который называется «готический вкус». Он давно привлекает специалистов, но, тем не менее, никем не рассматривался как сюжет огромной выставки. При этом смыслы и идеи, связанные с русской готикой, помогают лучше понять диалог века Просвещения и века сегодняшнего. Цель нашего проекта — этот диалог развить», - рассказал куратор выставки Сергей Хачатуров.

В Музее архитектуры выставочный проект займет шесть залов главной анфилады параллельно с двумя залами постоянной экспозиции, где представлена модель Большого Кремлевского дворца, созданная Баженовым в 70-е годы XVIII века.

Первым зрителя встречает раздел «Пропилеи». В нем раскрывается веер возможных вариантов интерпретации темы «готический вкус» в век Просвещения. Интерьер готического собора (картина Эмануэля де Витте) будет соседствовать с рембрандтовским видом старого Амстердама, который, в свою очередь, рифмуется с панорамами древнерусских городов. В этом же разделе вводится сюжет о театре (театральная декорация Василия Баженова периода парижского ученичества), о парафразе рыцарских турниров — великосветских каруселях, а также тема готической меланхолии в культе руин на гравюрах Пиранези.

По логике движения зритель продолжает знакомиться с «готическим вкусом» в разделе «Резиденция». Его залы станут словно изнаночной стороной кремлевской утопии. Зритель увидит дворцы, спроектированные Василием Баженовым и Матвеем Казаковым именно в «готическом вкусе», включая элементы ренессансных, маньеристических и палладианских планировочных схем. В центре внимания — созданная Баженовым панорама резиденции Царицыно (1776). Некоторые редкие листы московской архитектурной школы времени классицизма демонстрируются впервые. Они знакомят с тем, как конкретные мотивы древнерусской архитектуры Кремля интерпретировались в новых светских постройках. В этом же разделе представлены обмерные чертежи Царицына, филигранно выполненные советскими архитекторами 1950-х годов.

Завершает анфиладу раздел «Храм». Его экспонаты — уникальные свидетельства поиска образа идеальной церкви в культуре века Просвещения.

В фонде IN ARTIBUS зрителя встречает раздел «Русское готическое». Пространство фонда преобразится в площадь, центром которой станут соборы Кремля и колокольня «Иван Великий» из модели Большого Кремлевского дворца Василия Баженова. Экспонаты вокруг образуют подобие панорамы. Поскольку понятие «готическое» было подвижно, то при изображении древнерусских царей, князей и героев художники ориентировались на каноны театра.

«Эта выставка — не только первая публикация большого числа интереснейших работ из собрания Музея архитектуры, но и особая экспозиционная среда, которая позволит зрителям посмотреть на историю глазами просвещенного человека XVIII столетия и увидеть «готическое» в самых неожиданных явлениях русской и европейской культуры», - поделилась куратор выставки Анна Корндорф.

В рамках выставки пройдет насыщенная образовательная программа, включающая круглый стол, лекции, экскурсии, кинопоказы и многое другое. Подробности — на сайтах muar.ru и inartibus.org.

Даты проведения выставки: 28 апреля — 30 июля 2017 года