В Третьяковской галерее открывается выставка «Графика стен. Эскизы монументальных росписей XIX — начала ХХ века»

DR

С первых лет работы Третьяковской галереи эскизы росписей были в фокусе внимания при формировании коллекции. Этот раздел собрания музея активно пополняется и в настоящее время. Сегодня в коллекции галереи отражены работы над многими крупнейшими храмовыми и светскими ансамблями XIX — начала XX века. В состав выставки включены лучшие образцы из них, а также представлены эскизы неизвестных, несохранившихся и нереализованных росписей, многие из которых экспонируются впервые.

Проекты композиций, предназначенные для воплощения на огромных поверхностях стен, содержат в себе потенциал крупной формы, их отличает пластическая выверенность и красота. Вместе с тем эскизы росписей — своеобразный визуальный документ эпохи, позволяющий реконструировать неосуществленные проекты, обогатить представления о движении замысла, о перемене пристрастий архитектора и заказчика, а порой и о смене художественных эпох.

Выставку открывают работы Александра Иванова из цикла «Библейские эскизы», являющие собой невоплотимый образ Храма, его идею. Этот проект был грандиозен — около пятисот сюжетов. Мастер хотел создать систему росписей, где перед зрителями проходила бы вся духовная история человечества наподобие житийной иконы с клеймами: центральная часть была отведена главной композиции, а вокруг располагались ветхозаветные сцены и параллели из античных мифов. Проект изначально был обречен на незавершенность. Двести акварелей цикла позволяют почувствовать невероятный размах и одновременно утопичность замысла А. А. Иванова, намного опередившего свое время.

Тему оформления храмовых ансамблей продолжают работы, выполненные для Исаакиевского собора, которые можно рассматривать как коллекцию русской религиозно-исторической живописи 1840–1850-х годов. Под руководством В. К. Шебуева над внутренним убранством собора трудились Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, А. Т. Марков, П. В. Басин и другие. Приверженность академическим принципам объединяет работы, исполненные очень разными по своей индивидуальной манере художниками, в единый, стилистически гармоничный ансамбль. Росписи собора представляют концепцию, сложившуюся в петербургских храмовых ансамблях классической эпохи.

Особую тему в комплектовании собрания графики составляет Покровский собор Марфо-Мариинской обители в Москве, расположенной по соседству с Третьяковской галереей. История создания этого архитектурного шедевра эпохи модерна представлена недавно приобретенными работами А. В. Щусева и М. В. Нестерова и отражена достаточно подробно: от первых архитектурных идей — к ювелирно прорисованным эскизам икон, росписей и церковной утвари. Эти материалы составляют редчайший по своей полноте и гармоничности ансамбль.

Не менее интересной страницей в развитии «графики стен» являются гражданские интерьеры частных и общественных зданий. Представленные на выставке рисунки В. А. Серова для столовой в доме Носовых, проекты для особняков А. В. и С. Т. Морозовых, разработанные М. А. Врубелем, цикл эскизов В. Э. Борисова-Мусатова для особняка И. А. Дерожинской позволяют разглядеть основной вектор поисков художников рубежа XIX–ХХ веков, тяготеющих к созданию идеального пространства, наполненного искусством.

Заключительный раздел выставки составляет уникальный комплекс материалов, связанных с проектом Казанского вокзала в Москве. Этот последний в истории Российской империи художественный проект, ставший апофеозом и финалом русской дореволюционной культуры, не случайно развивался как грандиозная творческая утопия. Он и в концепции, и на практике пытался соединить несоединимое — Восток и Запад, старое и новое (новгородскую архитектуру, декор петровского барокко и идеи оформления интерьера эпохи модерна). Законченные уже при советской власти росписи Казанского вокзала были осуществлены участниками авторского коллектива, стоявшего у самых истоков проекта.