Иммерсивный спектакль «Вернувшиеся»: в действии участвуют все

Зрители смогут подсмотреть семейную драму XIX века и попытаются понять, что же произошло в этом особняке

DR

1 декабря в старинном доме по адресу Дашков переулок, дом 5 стартует показ иммерсивного спектакля «Вернувшиеся».

Многие сразу спросят: «Что такое иммерсивный спектакль?» Это новое слово в искусстве театра. Зрители не будут сидеть на креслах и наблюдать за происходящим на сцене со стороны: каждый станет участником. И для этого не нужно иметь актерского таланта, разве что стоит набраться смелости и надеть удобную обувь.

Предпосылки к созданию подобных спектаклей появились уже почти сто лет назад. «Нет пассивного зрителя и активного актера. Сегодняшний зритель – завтра участник зрелища»,– говорил в 1927 году Всеволод Мейерхольд. Театр русского авангарда стремился уйти от классической постановки и от дистанции, которая была между зрителем и актером.

И спустя почти сто лет идеальное решение найдено.

В доме на Дашковом переулке происходит необычное – зрители полностью погружаются в другой мир. Кажется, что вы переместились во времени и в действительности стали свидетелем происходящего.

Но для начала все выключают телефоны и надевают серые маски.

«Не разговаривайте, не прикасайтесь ни к живым, ни к мертвым, однако не бойтесь, если они сделают это»,– говорит встречающая на входе хранительница очага.

С этого момента начинается путешествие по трехэтажному особняку. Маску снимать нельзя, разговаривать тоже, везде стоят стражи, которые следят за порядком в доме.

Никаких напутственных слов и рекомендаций ждать не стоит – здесь каждый узнает свою историю.

На трех этажах разворачивается действие, в основе которого лежит пьеса «Привидения» норвежского драматурга Генриха Ибсена. Однако, как предостерегают создатели спектакля «Вернувшиеся», здесь нет полного сходства с первоначальным сюжетом – это постановка именно «по мотивам».

Когда попадаешь в дом, невозможно сразу понять, что происходит и как действовать дальше. Актеры встречаются, переодеваются, танцуют, но делают это... непривычно для постоянного театрального зрителя. Их танцы импульсивны, полны нерва – движения в иммерсивном спектакле чаще всего используются вместо слов. Диалогов очень немного.

Каждый выбирает для себя наиболее удобный вариант просмотра: кто-то ходит по комнатам и наблюдает за сценами, которые там разворачиваются, а кто-то выбирает персонаж и следует за ним по пятам, чтобы узнать его историю. Количество времени, которое вы проведете в доме на Дашковом, тоже определите для себя сами. В его стенах можно задержаться на час, но будьте уверены, что и трех окажется мало.

Здесь можно не только наблюдать за всем со стороны. Правила не запрещают трогать вещи, которые находятся вокруг. Никто не будет против, если вы прочтете письмо, которое лежит на столе. Можно присесть за стол к героям во время обеда или лечь на кровать и наблюдать за тем, как актриса любуется собой перед зеркалом.

Получается, зрители в этом доме и есть привидения. Актеры проходят рядом, но будто никого не замечают. Однако время от времени кто-то из гостей становится участником событий. Так, актриса может попросить помочь ей застегнуть юбку, неожиданно поцеловать или просто увести за собой в другую комнату и запереть дверь. В этом доме у каждого происходит настоящее приключение.

Декорации и внутренняя отделка особняка, в котором раньше что только не размещалось, – и банк, и госпиталь, и квартиры, – удивляет. Вы можете заглянуть в любой уголок, почитать медицинские справочники прошлого века, полистать книги, выпущенные еще в дореволюционной России, посмотреть на многочисленные картины, развешанные по стенам...

Если устали следовать за персонажами по комнатам, которых в доме пятьдесят, возьмите старинный томик и углубитесь в чтение. Никто вас не побеспокоит.

Неожиданным ходом создателей иммерсивного спектакля «Вернувшиеся» можно назвать выбор актеров. В постановке участвуют только малоизвестные лица.

«Всех выбирали по типажу, а не по портфолио,– рассказывает один из исполнителей.– Здесь нет узнаваемых персон, и в том есть своя прелесть. Зрители не отвлекаются, они погружаются в само действие».

Многие, кто играет в «Вернувшихся», до этого ни разу не видели иммерсивыных спектаклей и не участвовали в них.

«Очень хочется посмотреть, что еще идет в Москве, но в том, что я до этого не видела подобных постановок, есть плюс. Я не знаю «как надо», я делаю как вижу и как чувствую»,– рассказала актриса, сыгравшая роль миссис Алвинг.

На мой взгляд, получилось потрясающе. Иммерсивный спектакль – это, прежде всего, взаимодействие с публикой, и не обязательно тактильное: иногда с вами просто обмениваются взглядом или просят молчаливой подсказки.

Актеры говорят, что во время кастинга у них было задание: попав в зал, каждый должен был начать что-то делать – играть, изображать – чтобы за ним захотелось пойти. И они нашли нужные точки. Вовлечение в происходящее стопроцентное – за их персонажами зрители следуют по особняку целыми стайками.

Резюмируя увиденное, могу уверенно сказать, что бояться нового театрального жанра не стоит – в нем классика гармонично сочетается с современностью. Если начать знакомство с ним с постановки «Вернувшиеся», то это увлекательное путешествие вам наверняка захочется продолжить.