150 лет роману «Преступление и наказание» – как Москва отмечает юбилей самого популярного в мире русского романа

В чествовании произведения приняли участие создатели одноименного мюзикла режиссер Андрей Кончаловский, композитор Эдуард Артемьев, а также актеры спектакля Александр Бобров, Мария Биорк, Александр Маракулин

Фотография: DR

В 2016 году исполняется 150 лет книге «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского – самому популярному русскому роману в мире. Впервые он был опубликован в течение всего 1866 г. в журнале «Русский вестник» и сразу получил широчайший резонанс – критики называли его самым обсуждаемым произведением в российском обществе. В 1867 году вышло в свет отдельное издание книги, а уже в конце XIX века она была переведена на все европейские языки. Роман оказал огромное влияние на развитие мировой литературы, в том числе отсылки к «Преступлению и наказанию» встречаются в творчестве Андре Жида, Альбера Камю и Франца Кафки.

В честь юбилея в музее-квартире Достоевского состоялось празднование 150-летия романа «Преступление и наказание». В чествовании этого произведения приняли участие создатели одноименного мюзикла режиссер Андрей Кончаловский, композитор Эдуард Артемьев, а также актеры спектакля Александр Бобров, Мария Биорк, Александр Маракулин.

Мало кто знает, что гений русской литературы Ф.М. Достоевский родился в Москве и прожил здесь первые 17 лет своей жизни. В музее-квартире можно посмотреть первое издание романа «Преступление и наказание» (1867), узнать много интересного о детских и юношеских годах Федора Михайловича, а также с удивлением обнаружить, что описание комнаты старухи-процентщицы из книги полностью повторяет родительскую гостиную в музее-усадьбе.

Роман «Преступление и наказание» является также наиболее часто инсценируемым произведением Ф.М.Достоевского. Первая театральная постановка «Преступления и наказания» состоялась в 1898 г. во Франции, и лишь спустя год — в России. В советское время одной из самых заметных сценических версий романа стал спектакль Театра им. Моссовета «Петербургские сновидения» Юрия Завадского (1969), а также более поздняя и более жесткая версия Юрия Любимова в Театре на Таганке, где роль Свидригайлова исполнил Владимир Высоцкий.

К юбилею романа в 2016 году на сцене Театра мюзикла была поставлена одноименная рок-опера, режиссером которой стал Андрей Кончаловский. Музыку для нее написал Эдуард Артемьев, причем композитор работал над ее созданием 35 лет назад, и лишь спустя три с половиной десятилетия она нашла свое сценическое воплощение в психологически выверенном и графически точном рисунке постановщика спектакля Андрея Кончаловского. Творческий тандем Артемьев — Кончаловский и автор либретто поэт Юрий Ряшенцев не раз пытались осуществить эту постановку в разных театрах мира, их постановочные идеи привлекали огромное внимание, но не были воплощены на сцене. Авторы проекта предложили Театру мюзикла не просто новую редакцию написанной 35 лет назад рок-оперы, а совершенно новое произведение, ставшее итогом многолетнего творческого поиска. В спектакле впервые в России была использована технология 6D-видеомэппинга, которая позволила проецировать изображения на любой движущийся предмет. До этого данная технология использовалась только иностранными режиссерами-постановщиками и принесла мировую славу концертам Мадонны и представлениям Cirque du Soleil. Спектакль получил очень высокую оценку критиков и номинирован на премию «Золотая маска» в 6 номинациях, в том числе «Лучший спектакль – мюзикл/оперетта». Следующий цикл спектаклей «Преступление и наказание» стартует в Театре мюзикла с 20 января.