«В черной-черной комнате»: 5 причин сходить на спектакль «Чёрный русский»

«В черном-черном доме была черная-черная комната. В этой черной-черной комнате сидел черный-черный человек», — именно так начиналось большинство страшных историй из нашего детства. Похоже, теперь вся светская Москва знает, где искать тот самый мрачный дом. В особняке Спиридонова в Малом Гнездниковском переулке состоялся премьерный показ спектакля Максима Диденко «Чёрный русский», поставленного по незаконченной повести Пушкина «Дубровский». Корреспондент OK-MAGAZINE.RU Юлия Серикова оказалась в числе участников перформанса и готова рассказать, какие тайны скрывают стены таинственной усадьбы Троекуровых.

DR

На время премьеры старинное здание XIX века, расположенное в сердце столицы, превратилось в поместье Троекурова. Если обычный театр начинается с вешалки, то в иммерсивном спектакле зритель становится полноправным деятелем уже с порога. Это стало понятно ровно в тот момент, когда при входе в особняк перед глазами сразу же возник двухметровый гроб, дорога к которому была вымощена еловыми ветками.

Неподготовленному зрителю могло на секунду показаться, что он просто ошибся адресом, но истинные поклонники Пушкина поняли, что представление уже началось. Так что когда к гостям буквально с порога подошел мужчина и предложил «помянуть Андрея Гавриловича», те слегка удивились, но правила игры приняли.

В этот вечер все пришедшие на премьеру (согласно заранее оговоренным условиям, их было не более 80 человек), разделились на три лагеря. Группа людей, которым достались маски оленей, увидели происходящее глазами Владимира Дубровского, «лисам» удалось подсмотреть за жизнью Маши Троекуровой, а «филинам» повезло познакомиться с особняком под руководством его хозяина.

Манижа, Надежда Оболенская, Надежда Михалкова

Эффект присутствия

Итак, действие началось. И один из героев происходящего — вы сами. В отличие от классического театра, где между вами и актерами есть незримая стена, здесь дистанция сокращается до минимума. Любой персонаж может подойти и попросить вас об одолжении, вы также можете поддержать диалог. Всё настолько реально, что в некоторые моменты уже становится сложно понять, что является задумкой, а что — полная импровизация. Основная задача актеров — вывести вас из зоны кофморта, в то время как ваша святая обязанность — постараться эту зону покинуть.

Иммерсивный театр позволяет совместить два в одном: с одной стороны, зритель как будто подсматривает за жизнью обитателей дома, с другой — он такая же неотъемлемая часть этого дома, как и все остальные действующие лица. Такой формат помогает полностью погрузиться в другую эпоху, создать правильное эмоциональное состояние и максимально точно донести чувства героев.

Актерская игра и индивидуальный подход

Настроить зрителей-участников на нужную волну было бы невозможно без профессионального актерского состава. В своей новой работе Максиму Диденко удалось собрать уникальный микс более чем из двадцати звезд сцены и талантливых молодых актеров, представляющих самые разные столичные театры.

«Мне интересна и необычная форма спектакля, и возможность поработать с разными артистами, не ограничиваясь труппой или репертуаром какого-то конкретного театра», — делится режиссер.

Благодаря роли Маши в «Чёрном русском» с новой стороны раскрываются Равшана Куркова (театр «Практика») и ее коллега Марина Ворожищева («Театр Наций», «Практика»), в образе мертвой жены невероятно гармонично смотрятся две очаровательные представительницы «Гоголь-Центра» Александра Ревенко и Юлия Лобода, идеально вписываются в необычный формат и исполнители роли Дубровского Артём Ткаченко, Владимир Кошевой и Махиб Гладстон.

Еще одна удивительная особенность спектакля: здесь как будто бы нет главных и второстепенных героев. Как и в реальной жизни, каждый обитатель дома Троекуровых рассказывает свою историю, причем делает это так искусно, что иногда чувствуешь личную ответственность за судьбу героя.

Ограниченное количество зрителей позволяет актерам прекрасно отыгрывать отдельно на каждого гостя. Приготовьтесь к тому, что к вам будут подходить, делиться секретами, вовлекать в жизнь дома и подозревать в причастности к проделкам Дубровского. Весь спектакль — это своеобразный квест, портал в другую реальность и одновременно мистический сон, обрывающийся резко, как по будильнику.

Уникальные декорации и костюмы

Правда, просыпаетесь вы не у себя дома, а в гостях у пушкинских героев, не до конца понимая, что было реально, а что не более чем плод воображения. Перемещению в другую реальность помогает целая совокупность средств. Для того чтобы вернуться на пару веков назад, вовсе недостаточно просто оказаться в старинном поместье. Специально для представления двухэтажный особняк Спиридонова символично разделили на «тёмный мир», расположившийся на первом этаже, и «господскую зону», представленную этажом выше.

Всё низменное, земное, человеческое будет происходить на первом ярусе. Недаром здесь временно обосновалась темный лес, кишащий разбойниками, небольшая ферма с живыми поросятами, гусями и козой, а также барская кухня, где Шабашкин на пару со своим другом уплетает пельмени из черного теста. Угоститься яствами с барского стола непременно предложат и гостям. Выбор закусок приятно удивит: здесь вам и сушеная щука, и русская похлебка, и горячие блинчики, которые прекрасная барышня готовит прямо на ваших глазах.

Попадая на верхний ярус, сразу чувствуешь контраст. Здесь, в барских покоях, люди как будто становятся чуть ближе к Богу. Не случайно в огромном зале для торжеств Троекуров призывает своих подчиненных читать молитву по 700 раз в день и толкует о высоком предназначении человека. Здесь раскрывается сущность, истинные чувства обнажаются благодаря видеоинсталляциям, музыке, необычным декорациям и костюмам.

Пушкина много не бывает

По словам режиссера, желание обратиться именно к Пушкину возникло из самой идеи спектакля. Главную задачу своей новой постановки Максим видел в том, чтобы исследовать современное общество и показать «человека неотесанного, дикого, некультурного». В этом плане Александр Сергеевич оказался лучшим художником.

Тем не менее если в любой театральной постановке вас в первую очередь интересует сюжет, то «Чёрный русский» вам вряд ли подойдет. Здесь нет полного соответствия пушкинскому тексту. Разыгрываются лишь некоторые сцены. Основная ставка идет на эмоции, ощущения, контакт со зрителем.

«Эта история работает не за счет текста, а за счет ощущений. Именно поэтому мы обратились к физическому театру как к основе действа и предложили проект Максиму Диденко, ведь все его спектакли — это территория мощного эмоционально и энергетического воздействия», — комментируют продюсеры.

Эксперимент над собой

Формат иммерсивного спектакля в нашей стране пока представлен в меньшей степени, чем на Западе. Тем не менее российские режиссеры быстро и талантливо осваивают новое направление. «Чёрный русский» заслуживает внимания как минимум потому, что наверняка станет одним из самых странных спектаклей, на которых вам доводилось присутствовать. Возможно, вам станет страшно. Возможно, вы будете нервно смеяться и бесконечно задавать себе вопрос: «Что происходит?». Но вы однозначно уйдете с представления эмоционально наполненными. А это уже позволяет поставить «Чёрного русского» в список главных театральных премьер нового сезона.