5 причин восхищаться Рафаэлем Санти

В Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве открылась масштабная выставка этого художника

DR

Сегодня, 13 сентября, в ГМИИ им. Пушкина открылась выставка Рафаэля. Такая масштабная — восемь картин и три рисунка — экспозиция «титана» эпохи Возрождения в России представлена впервые.

В честь этого события редакция ok-magazine.ru вспоминает главные шедевры Рафаэля и представляет пять причин восхищаться гениальным творцом.

За «живые» портреты

Он не просто рисовал точные портреты людей, а придавал им свою эмоцональную окраску. Его картины можно назвать «разговором» с натурщиком. Взять, например, знаменитое изображение дипломата и поэта Бальдассаре Кастильоне, который был близким другом Рафаэля. Мастер изобразил его спокойным, доброжелательным, сдержанным, а в палитре использовал теплые оттенки — коричневый, глубокий серый. И даже черный цвет у него стал бархатным. Позже портрет Бальдассаре Кастильоне копировал Рубенс.

Портрет дипломата и поэта Бальдассаре Кастильоне

За искусную работу не только с цветом, но и со светом

Среди художников — современников Рафаэля масляная живопись еще не имела должной популярности, поэтому его наследие представляет собой большое количество рисунков и фресок, а шедевров масляной живописи среди них всего порядка ста. Тем не менее, Рафаэль искусно работал с этим материалом и считался новатором.

«Преображение»

В картине «Преображение» активность, эмоциональность изображенных фигур Санти подчеркнул светом, падающим слева. Есть предположение, что на создание этого приема его вдохновила работа над театральными декорациями.

За его «святость и реальность»

В творчестве Рафаэля центральное место занимала религиозная живопись. Он расписывал церкви, занимался алтарной живописью, изображал святых и особенно любил работать над образом мадонны. Самой известной картиной, на которой изображен этот образ, стала «Сикстинская мадонна».

Русский художник Михаил Врубель, который работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства, говорил о Рафаэле следующее:

«Он глубоко реален. Святость навязана ему полнейшим сентиментализмом… Взгляни, например, на фигуру старика, несомого сыном, на фреске «Пожар в Борго» — сколько простоты и сил жизненной правды!»

За «Сикстинскую мадонну»

Ее называют воплощением идеала в христианском искусстве. До сих пор это изображение не имеет равных.

«Сикстинская мадонна»

«Оттенок сверхъестественности есть и в той легкости, с какой Мария, прижимая к себе тяжелого Сына, шествует, едва касаясь босыми ногами поверхности облака... Рафаэль соединил черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью, представив царицу небесную с печальным сыном на руках — гордую, недосягаемую, скорбную — спускающуюся навстречу людям»,— писал российский искусствовед Виктор Гращенков.

За его вклад в архитектуру

Самые интересные архитектурные решения Рафаэля в полной мере проявились в таких работах, как проект церкви Санта Мария дель Пополо. Это редкий пример единства архитектурного решения и дизайнерской мысли, где декор стал естественным продолжением самой постройки. Художник создавал целые ансамбли, думая и о том, чтобы ландшафт, постройка и элементы украшения были единым целым. Также он был главным архитектором собора святого Петра и расписывал залы и и лоджии Апостольского дворца в Ватикане.

Выставка Рафаэля в ГМИИ им. Пушкина продлится до 11 декабря 2016 года.