Кристина Орбакайте: «Когда я узнала, что беременна, мне захотелось, чтобы это была девочка!»

Илья Вартанян

Я ожидал Кристину Орбакайте за столиком в кафе напротив ее дома. Она появилась стремительно. Как всегда эффектная и невероятно стильная. Высокие сапоги без каблуков, черные брюки в обтяжку, темно-зеленая кофта. Меня всегда радуют обаятельная улыбка Кристины и мягкий тембр ее голоса. Через несколько минут я включил диктофон..

Кристиночка, у нас очень приятный повод для встречи. Поздравляю тебя с наградой. Скажи, какой по счету у тебя этот «Золотой граммофон»?

Это мой одиннадцатый «граммофон».

Ты получаешь статуэтку совместно с «Дискотекой Авария».
Мне всегда нравились композиции «Дискотеки Авария». И когда от ребят прозвучало предложение о совместной работе, я подумала: «Почему бы и нет?» Но я и предположить не могла, что будет такой резонанс. Мы получили премию Mуз-ТВ как лучший дуэт года и, соответственно, номинацию на «Золотой граммофон». В этом году «граммофон» наш, посмотрим, что будет дальше.

Я помню, в середине девяностых годов мы собрались дома у Феди Бондарчука и смотрели твой клип «Позови меня», который он снял. Валентин Юдашкин сшил для клипа великолепные платья, всё было красиво и очень стильно. С этого клипа у тебя всё, кажется, и началось. А было время, когда многие скептически относились к Кристине Орбакайте…

Тогда нам было по двадцать с небольшим, и действительно было море возможностей. Володя Пресняков, «Моральный кодекс», A’Studio, Алена Свиридова, я, Наташа Ветлицкая — с нас начался новый виток шоу-бизнеса, мы были первыми обладателями «Золотого граммофона». Но тогда это был не бизнес, а творческая лаборатория. Недавно мы встретились на гастролях с Валерой Меладзе, вспомнили всё, такая ностальгия нахлынула по тем годам! Как мы все раньше дружили, как мы креативно мыслили, что-то придумывали. Для нас каждый снятый клип был событием, мы все помогали друг другу, я участвовала в клипе «Морального кодекса», Володя участвовал в моих клипах... Это был настоящий творческий альянс, творческий мир. С годами все немножко ушли в коммерцию, в свои дела, в свои семьи, мы стали реже видеться. Мне кажется, я немножко опередила время со своим стилем, своим голосом, манерой, потому что в тот момент на эстраде были все голосистые. Хотя и Наташа Ветлицкая, и Алена Свиридова на фоне Ларисы Долиной и Ирины Отиевой отличались, и это было новое веяние, новое направление. Однако просто какая-то нежная, оригинальная певица — это одно, а дочь Пугачевой… Естественно, все обратили внимание.

Я понимаю, что сейчас для тебя самая большая радость — рождение дочери. Какие плюсы ты открыла для себя в позднем материнстве?
Сейчас я получаю какое-то безумное удовольствие от материнства. Никита появился рано, мы с Володей сами еще были детьми. Я ухаживала за ним как умела. Ушла из балета, нигде не работала, очень редко снималась в кино. Я сидела и думала, что мне делать. Идти в театральное училище? В эстрадную школу? Были сомнения, метания. Мы были молодые, ходили тусоваться. Когда Никита был маленький, я выбиралась в гости, чтобы увидеть всех друзей, спросить, как дела, и быстро уходила в другую комнату — спать. Мы жили у Вовкиных родителей, и мама его, полуночница, говорила: «Ночью идите куда хотите». Я знала, что нам до шести утра надо вернуться домой, потому что Никита проснется и я должна заступить на смену. Поэтому тусовка для меня была возможностью хотя бы поприсутствовать, даже сквозь сон послушать этот гул, звон бокалов и этот творческий трындеж. Когда родился Дени, у меня уже был достаточно жесткий рабочий график. Дени было всего полтора месяца, когда я вернулась на сцену. Но всегда стремилась быстрее попасть домой. Денька абсолютный мой фанат. Никогда не пропускает ни одной программы с моим участием. А в четыре года с удовольствием снимался в клипе на песню «Да-ди-дам». Для него мама — это свет в окошке.

У тебя в отношениях с мамой, вероятно, была похожая ситуация?
Ну конечно, я очень скучала. Я жила у бабушки, и звонок от мамы с гастролей — это была радость. А уж если на каникулы мы вместе ехали отдыхать!.. Поэтому для меня дети — это святое. Работа работой, но я всегда планировала гастроли так, чтобы обязательно найти свободное время для детей, провести с ними каникулы или выходные. Когда рожаешь ребенка в зрелом возрасте, начинаешь еще больше ценить каждую минуту, проведенную с этим человечком, у тебя всё как будто в первый раз, всё в новинку, хотя есть и какой-то опыт. Вот она улыбнулась, стала ползать, говорить какие-то первые слоги, вот уже встает. Клава у нас рослая и очень быстро развивается. И что нас радует больше всего, она очень доброжелательная. Такая хохотушка, улыбашка, очень приветливая, добрая душа.

Ты тоже была хохотушкой и улыбашкой, доброй душой или нет?
Не знаю, надо у мамы спросить. Мне кажется, я была серьезная. Я не была капризулей, была достаточно покладистая. И Клава такая же, у нее всё по делу, понятно, что она хочет, что ей не нравится.

А почему вы назвали дочку Клавой? Это очень редкое имя в наше время.
Это моя идея. У меня такое было озарение. Когда я узнала, что беременна, мне так захотелось, чтобы это наконец-то была девочка! Я перебирала в голове только девичьи имена. И первым пришло именно имя Клавдия. У мамы была крестная Клавдия, и тоже, кстати, Михайловна. Мне поставили срок на 1 апреля. Случайно тогда же я нашла у себя календарь именин. Открываю имя Клавдия и вижу, что именины второго апреля. Клавочка родилась тридцатого марта, и у нее буквально через два дня день ангела. Это имя сразу всем очень понравилось. И сейчас мы уже не представляем, что ее можно было назвать другим именем.

Кристина, в последнее время желтая пресса настойчиво разводит тебя с мужем. Что, для этого есть основания?
Нет, оснований никаких нет, все просто думают: «Что это у них всё так гладко? Подозрительно! Вот у них и ребенок, и на гастроли он с ней ездит». Миша, конечно, со мной ездит не всегда, у него бизнес в Америке, он там работает. Но когда сюда приезжает, то, естественно, мы стараемся везде быть вместе. Я прожила жизнь в семье артистки, которую постоянно женят и разводят, придумывают небылицы. Была даже такая, что она мужа убила. Хорошо, что мне пока такого не приписывают. (Смеется.)

А что, писали, что Алла убила мужа? Когда?
Давно, я еще совсем маленькая была. «Пугачева убила мужа утюгом, дочку в гараже задавила машиной...»

Страсти какие! Как ты воспринимала подобные слухи?
Мама всегда старалась подготовить меня к тому, что жизнь у меня будет непростая. В нашей семье все это воспринимали с юмором. Если разводят, значит, долго будем вместе.

Мишу не травмируют разные слухи и сплетни?
Он привык. Сначала он очень стеснялся, был подавлен вниманием и отказывался вообще выходить со мной куда-либо, где могут быть корреспонденты. Но человек привыкает ко всему.

Кристиночка, а что для тебя означает финансовая независимость? Ведь ты рано начала зарабатывать деньги. Для тебя важно было стать самостоятельной?
Я ничего специально не делаю. Я живу с чистым сердцем, с хорошими искренними помыслами, и всё получается. Я не стремилась быть независимой и получать много денег, нет. Сначала денег было мало, концертов было мало. Потом больше, больше, я стала более популярной, высокооплачиваемой. И стала независимой, так сложилось. Но я очень рада, что никогда не сидела на шее у мамы. Хотя мама человек безумно щедрый и добрый и всё равно старается всем помочь: «Тебе деньги нужны?» — «Нет, мамочка, я сама могу тебе помочь». Но она всё равно любит всякие подарки делать мне, внукам. Она очень заботливая. А независимость, которая у меня есть, приносит мне внутреннюю свободу.

Ты помнишь, на что потратила свой гонорар за роль в фильме «Чучело»?
Не помню…. Я отдала деньги бабушке, они ушли на какие-то бытовые нужды, на жизнь.

А скажи, когда ты в «Чучеле» снялась, ты думала о том, чтобы стать актрисой? Это же очень сильная эмоция в детстве — сыграть главную роль в кино.
Конечно, мысли были. Когда я заканчивала школу, встал вопрос, куда дальше пойти учиться. Мы много говорили об этом, обсуждали — ВГИК или ГИТИС. Музыкальную школу я закончила в седьмом классе, в тринадцать лет, и по музыкальной линии не пошла, не захотела уходить из школы в музыкальное училище. Я снялась в кино, меня очень интересовали танцы. Но мне не хотелось ни классическим балетом заниматься, ни классической музыкой. Я хотела чего-то более демократичного. Мама сказала: «Сначала реши, нужна ли ты сцене». Четыре года мы ездили на гастроли, я танцевала в балете. Это было счастливое время! Мы были молодые, резвые, творчески наполненные. Потом, когда появился Никита, я стала задумываться об актерском образовании. И тогда у меня состоялся разговор с Олегом Павловичем Табаковым. Потом с Олегом Николаевичем Ефремовым. Оба советовали поступать в Школу-студию МХАТ.

И что тебя остановило?
К этому времени я уже начала какие-то песни записывать, мы как раз сняли клип «Позови меня». Были наметки на певческую карьеру, которую мне до этого никто не пророчил. Табаков сказал: «Я тебя беру, только ты должна от звонка до звонка учиться». А у меня уже был маленький ребенок, и я засомневалась. Театральный институт я всё равно окончила, ГИТИС, только позже, после первого своего спектакля — «Понедельник после чуда».

Мама верила, что у тебя получится?
Мама всегда трогательно относилась к моему творчеству. Как раз с ее легкой руки я и попала на «Рождественские встречи» с песней «Поговорим».

Скажи, а ты помнишь момент, когда мама стала относиться к тебе всерьез, как к певице, как к коллеге? После какой-то песни, может быть, или какого-то выступления?
Наверное, после того, как я спела «Ты на свете есть», маму отпустило, она поняла, что я нашла свое место на сцене. А в 99-м году, после моего первого сольного концерта «Той женщине, которая», мама благословила мой дальнейший творческий путь. С тех пор я езжу с гастролями по всему миру. На моих сольных концертах всегда живой звук, это дает мне возможность развиваться как певице.

Насчет дочери Пугачевой. Я отлично помню нашу первую с тобой встречу, тебе было лет шестнадцать. Это было дома у моего брата Игоря. Ты пришла с компанией, в джинсовой куртке, на которой было много-много значков. А Игорь задал тебе вопрос, чье творчество тебе больше нравится — Пугачевой или Пьехи.
Да, и еще он спел свою песню «Серый асфальт»… Я тогда напряглась, я еще не умела отличать подколки от серьезного разговора. Потом прошло много лет, и у нас с Игорем вторая такая же встреча произошла. Какой-то карнавал был у кого-то дома, и Федя Бондарчук предложил: «Костюма нет, давай я тебе на плече татуировку нарисую». Игорь подходит ко мне и говорит что-то типа: «Девушка, а если я вас на свидание приглашу, вы с такой же татуировкой придете?» И я опять встала в позу: «Почему вы решили, что я с вами на свидание пойду?..» После этого случая мы с Игорем подружились…

и даже сыграли брата и сестру в фильме «Новейшие приключения Буратино». Получается, с юности, куда бы ты ни приходила, ты всё время под прицелом. А все-таки ты была мажорной девочкой?
Нет, я много училась, любила проводить время с семьей, и Никита мой совершенно не мажорный, поэтому у него не очень сложились отношения с некоторыми его сверстниками из категории золотой молодежи. Он не парится над тем, как модно он одет, какой марки у него рубашка или брюки. Он не болен вещизмом, как многие сейчас. Он увлекался скейтбордом, паркуром, музыкой, и его компанией были его одноклассники.

Это твое воспитание?
Конечно, хотя он и сам по себе такой, в своем мире. У меня в двадцать один год только начался поиск себя. Он сейчас на таком же этапе. Никита несколько лет учился в Нью-Йорке, изучал основы и режиссуры, и операторского искусства, у него очень хорошо получается видеомонтаж, он чувствует ритм, музыку. Приехав в Москву, он стал снимать клипы, как сейчас модно, человеческие, не навороченные. Сейчас ездит всё время в Киев, участвует в шоу под названием «ШОУМАSТГОУОН». Это копия американского шоу, где известные артисты, певцы пародируют мировых звезд. Ни он, ни мы не ожидали, что у него будет так здорово получаться.

То есть он, может, и певцом станет?
Всё может быть. Он очень серьезно увлекается музыкой, но это понятно: гены. Мама, папа, бабушки и дедушки — у него все на сцене. Недавно ему предложили новую роль в кино, до этого Никита уже снимался в нескольких фильмах.

Кристина, вернемся к тебе. Я видел тебя лет 12 назад в спектакле по Пушкину «Барышня-крестьянка» в Театре Ермоловой, где ты играла после окончания ГИТИСа. Замечательно играла, с юмором. Ты не хочешь вернуться на сцену?
Всё возможно, и предложения есть, конечно. Но предложение должно меня очень заинтересовать. Я люблю и театр, и сниматься в кино, но это режим, приходится от гастролей отказываться. В прошлом году я снялась в фильме «Бульварное кольцо» режиссера Дмитрия Барщевского. Это многосерийный телевизионный фильм. Приходилось разрываться между кино, концертной деятельностью и семьей. Если Бог дает шанс поучаствовать в каком-то проекте, не хочется его упускать. Вот и работаешь без передыха.

Но тебе не привыкать, ты же с юности трудоголик.
Я, может, и была бы ленивой, но мне мешает повышенное чувство ответственности. Раз я что-то начала, нужно продолжать, тем более когда со мной большой коллектив работает. Такая у меня профессия, так меня воспитали. Я стараюсь и в своих детях развить это чувство ответственности.

Скажи, а Дени уже определился, чем будет заниматься в будущем?
Я, конечно, хочу, чтобы у нас в семье был хоть один деловой человек. Он у нас самый серьезный. Мы его настраиваем на то, чтобы он хорошо учился, разбирался в законах, финансах и бизнесе. Чтобы мог вести дела семьи. И он старается.

Кристина, несколько лет назад вся страна следила за драматической историей, которая произошла у тебя в семье. Я имею в виду ситуацию с Дени и его отцом Русланом. К счастью, всё хорошо закончилось. Скажи, это сделало тебя сильнее, мудрее?
Наши жизненные истории делают нас опытнее и сильнее. Но меня совсем не изменила эта ситуация, я не стала ни жесткой, ни злой, ни вредной. Я просто положила ее, как книжку, на полку. Я стараюсь не быть наивной, но, наверное, это неистребимо во мне. А с Дени мы, наоборот, еще больше сплотились. Мы стали более трогательно относиться друг к другу. Мы стараемся проводить больше времени вместе — и когда едем отдыхать на каникулы, и здесь, в Москве.

Скажи, Кристина, семья твоего отца стала твоей семьей?
Да, конечно, мы общаемся. Видимся мы, правда, редко. Но мы и с мамой нечасто встречаемся. Папа недавно перенес операцию на сердце, мы очень переживали за него, но, слава богу, сейчас всё хорошо.

А он чем занимается?
Он творческий человек, по профессии артист оригинального жанра. Папа при литовском посольстве ведет «Народный театр», они ставят спектакли, проводят разные праздники, участвуют во всевозможных конкурсах и часто выигрывают. А в новогоднюю пору он, конечно, Дед Мороз на елках. Когда спрашивают «Вы верите в Деда Мороза?», я говорю: «Я его дочь». В юности мама тоже подыгрывала папе — была Снегурочкой. Так что я дочка Деда Мороза и Снегурочки. (Улыбается.)

У тебя с детства с отцом тесная связь? Или это позже произошло?
В детстве я часто жила в Литве, под Палангой, у дедушки с бабушкой. Не целый год, а с весны до осени, зиму я всегда проводила здесь, в Москве. Там, в дюнах, на море, прошло мое босоногое детство. Мама, конечно, вырывалась ко мне, когда могла, но это случалось редко. Так что до пяти, до шести лет я больше общалась с папой. Потом в Москве началась школа. Папа тоже ездил на гастроли, мотался по всей стране. Бедные наши эстрадные артисты! Если мама уже ездила как звезда, то он просто как обычный артист, жил в разных условиях. Потом у него появилась новая семья, родился сын Фабиан. Но он всё равно приезжал ко мне, привозил подарки. А потом у меня началась личная жизнь, появился Володя, родился Никита… И вот в какой-то момент лет пятнадцать, даже двадцать назад возобновилась наша семейная традиция — праздновать католическое Рождество и Пасху, даже если у меня выступление или съемка. Мы идем с папой в костел, потом приходим ко мне домой, где муж, мама, дети и друзья заботливо накрывают праздничный стол, и мы встречаем сочельник. Я стараюсь сохранить традиции семьи. Скоро будем Клавочку крестить. Папа полностью взял на себя организацию этого таинства и очень счастлив.

Кристина, я тебя слушаю и радуюсь. Мне кажется, что сейчас, с рождением дочери, у тебя появилась гармония в душе.
Могу сказать, что да, действительно, какую-то гармонию я нашла. Как у любого творческого человека, у меня бывают внутренние сомнения и поиски себя, какие-то недовольства — этакий внутренний червяк, но добрый. (Смеется.)

А ты по-прежнему живешь и в Майами, и в Москве?
Я не живу в Майами, я живу в Москве, в Майами я только отдыхаю. Как я могу жить в Майами, если я здесь работаю, на гастроли езжу? Была возможность, и я уехала на полгода — три последних месяца беременности спокойно пережить на свежем воздухе и три месяца, когда дочка родилась, чтобы она там окрепла немножко. Всё, мы вернулись, я теперь только на новогодние каникулы туда поеду, обычно я там зимой месяц провожу и месяц летом, когда у Дени каникулы.

Вот сейчас всё хорошо, и дай Бог, чтобы это длилось долго. Ты умеешь ценить эти мгновения счастья, радости?
К сорока годам действительно начинаешь больше ценить домашний уют, семейные радости. Хочется просто посидеть дома, посмотреть телевизор, поговорить или поехать всей семьей в гости к друзьям, к маме. Это такой домашний кайф! А светская жизнь отошла на второй план. Конечно, остаются творческие желания.

Ну что ж, Кристиночка, интересных тебе ролей в кино и театре и, конечно, пусть будут новые хитовые песни!
Спасибо, Вадик.