Капитан сборной России по баскетболу Евгения Белякова: «Так просто я не сдаюсь»

21 октября известная спортсменка, недавно заключившая контракт с командой женской НБА «Лос-Анджелес Спаркс» и временно переехавшая в США, завоевала титул чемпиона женской НБА

DR

Стать профессиональной спортсменкой Женя даже и не мечтала, так распорядилась судьба. Еще в детстве родители старались чем-нибудь занять слишком энергичную и непоседливую дочь. Но даже учеба в музыкальной школе ее не слишком увлекала. Однажды Жене надоело разучивать произведения, сидя в одиночестве в школьном кабинете, она вылезла из окна первого этажа и пошла к папе на работу — жаловаться. «В тот момент папа, наверное, подумал, что больше не надо водить меня на занятия по игре на аккордеоне. (Смеется.) Потом в моей жизни появился баскетбол. С тренировок я никогда так просто не уходила, наоборот, меня уговаривали идти домой», — говорит спортсменка. Так, шаг за шагом, бросок за броском, Евгения поняла, что баскетбол действительно ее страсть, страсть, которая в конечном итоге и привела ее в Лос-Анджелес.

Женя, поздравляю с новым титулом!

Спасибо!

Этим летом ты заключила серьезный контракт, о котором мечтают многие спортсмены.

Женский баскетбольный мир не такой большой, и когда игроки находятся на определенном уровне, то выбирать профессионалов для команд проще. Так меня и пригласили.

Желаю дальнейших успехов! А что-то изменилось в связи с переездом?

Если говорить о работе, то для меня переход в американскую лигу — это абсолютно новый опыт, так как здесь другой уровень игры. Ну и конечно, изменился быт.

Какие у тебя впечатления от Штатов?

Раньше, когда я прилетала ненадолго, то уезжала с каким-то восторгом, всё время оставались только хорошие впечатления. А сейчас, когда я живу здесь уже больше четырех месяцев, эйфория постепенно проходит.

Почему?

Наверное, поднадоел элементарный американский оптимизм и улыбки. В первые дни я думала, что до меня всем есть дело, а сейчас я смирилась с тем, что это просто такая привычка, и понимаю, что за постоянной улыбкой нет никакой теплоты.

Наверняка есть и плюсы — например, климат Лос-Анджелеса…

Да, климат мне очень нравится. Лос-Анджелес — единственный город в Штатах, который мне очень нравится именно по структуре и пейзажу. Здесь даунтаун с пальмами на фоне гор, а отъехал немного — и чувствуется запах океана.

Ты уже успела обзавестись друзьями в команде?

Мне повезло: когда я сюда приехала, то знала уже полкоманды — мы провели вместе несколько сезонов в России. В моей команде много европеек, с которыми отношения складываются несколько иначе, чем с американками. Мне кажется, так происходит, потому что у нас с европейцами менталитеты во многом похожи, мы друг для друга больше значим. Также в Лос-Анджелесе у меня появилось много русских друзей, мы вместе изучаем культурные особенности города и ходим по горам, здесь ведь одни холмы. (Смеется.)

А занимались с друзьями серфингом?

Мы пытались — взяли доски напрокат, но у меня не получилось, так что это развлечение, популярное в Лос-Анджелесе, я оставила. (Смеется.)

Женя, скажи, в каком возрасте тебя отдали в баскетбол?

Как-то раз, еще в начальной школе, в класс зашла тренер и обратила на меня внимание — сказала, что у меня рост, подходящий для баскетбола, и взяла у меня телефон мамы. После разговора с тренером родители решили отдать меня в спортивный класс. Мне было одиннадцать лет.

Твой рост — сто восемьдесят пять сантиметров. Он тебе мешал когда-нибудь в жизни?

Я была выше сестер и родственников, и мне это не очень нравилось, но в спортивном классе я не была самой высокой девчонкой. Помню, что всегда было проблемой купить джинсы, найти нужный размер обуви. Сейчас с таким ростом мне вполне комфортно. (Улыбается.)

Когда ты поняла, что баскетбол — твоя страсть?

Думаю, любовь к этому виду спорта мне привила тренер. Мы с командой практически всё делали вместе: ходили в школу, ездили на соревнования, гуляли. Именно благодаря командному духу я полюбила баскетбол.

Родители поддержали тебя в твоем выборе?

Когда мне предложили профессиональный контракт во время учебы в университете (я училась на госслужащего), папа сказал: «Это всё классно, а где ты работать будешь? Много денег за то, что ты играешь в баскетбол, платить не будут. Ты должна работать в какой-нибудь компании». Но, несмотря на все эти разговоры, родители разрешили мне попробовать, они всегда надеются на мою ответственность.

И в какой момент увлечение переросло в профессию?

Помню, как в двадцать лет, после заключения контракта, я уехала играть и порвала ахиллово сухожилие.

Обычно после такой тяжелой травмы полностью восстановиться невозможно. Тогда тренер посоветовал: «Лучше заканчивай университет. Наверное, баскетбол все-таки не твое». Я ответила, что хочу быть в сборной и поехать на Олимпиаду в Лондон. Помню, как он рассмеялся мне в лицо и сказал: «Жень, ты о чем вообще?»

Что помогло собраться с силами?

В тот момент во мне говорила страсть к любимому делу, и я подумала: «Неужели я так просто сдамся? Я восстановлюсь и буду смотреть на баскетбол как на свою профессию». Через четыре года я уже была в сборной и мы поехали на лондонскую Олимпиаду. Наверное, чем больше в жизни препятствий, тем больше появляется мотивации.

Женя, ты капитан нашей национальной сборной. Как справляешься с ответственностью, ведь на тебя рассчитывает вся команда?

С одной стороны, нужно не подвести, а с другой — вытащить команду, на тебя надеются, надо быть лидером. Бывают ситуации, когда надо перетерпеть, отдать свой лучший пас другому игроку, чтобы именно он принес очки в баскетболе. Я думаю, командный вид спорта развивает самодостаточность, зрелость и ответственность, потому что всегда нужно принимать взвешенные решения.

Как считаешь, лидерами рождаются или становятся?

Наверное, лидерский характер формируется с детства благодаря воспитанию, потом уже проходит огранку в определенных жизненных ситуациях. Самое сложное, когда ты как лидер принимаешь решения за других людей и знаешь, что это решение может даже обидеть, но иначе никак: ты должен действовать в интересах команды.

Женя, а ты можешь позволить себе быть слабой — например, с любимым мужчиной?

Очень сложно всегда всё держать под контролем. В какой-то момент можно стать контрол-фриком в отношениях. А я этого не хочу. Поэтому да, могу позволить себе слабость, ведь иногда хочется просто побыть любимой женщиной. (Улыбается.)

А родители еще не заводят разговор о внуках?

Для нашего менталитета постоянно говорить о семье и будущих внуках — это норма. Если бы родители не говорили со мной об этом, я бы задумалась, почему они этого не делают. (Смеется.) Родители имеют право выражать свои желания и амбиции. Я просто «держу оборону» в таких беседах и говорю, что всему свое время.

Спортсменам сложнее устроить свою личную жизнь?

Вообще среди девушек-спортсменок я знаю очень немногих, которые смогли начать семейную жизнь и продолжили покорять новые вершины в спорте. К сожалению, чтобы быть успешной в спорте, надо быть жесткой по жизни. Не каждый мужчина это выдержит. Все-таки мужчины сами всегда жесткие и сильные.

Муж, приходя домой, точно не захочет слышать: «Ну почему я промазала сегодня? Проиграли!» Скорее всего, он будет ждать вопроса: «Как у тебя день прошел? Я ждала тебя с пельмешками дома». (Смеется.)

Для тебя важно, чтобы у твоего любимого мужчины и у тебя была одна профессия?

Мне это кажется почти нереальным, потому что спортсмены всегда очень амбициозны и постоянно в разъездах, а это тяжело. Хотелось бы, чтобы мой партнер просто разбирался в спорте, чтобы у нас были общие интересы.

Ты бы смогла оставить карьеру ради семьи?

Я уверена, что такие события в жизни должны происходить в определенный момент, тогда и нужно брать паузу. Пока время не пришло.

А что сегодня делает тебя счастливой?

Наверное, неожиданности. Мне нравится, когда за чередой обыденностей идет что-то новое.