Памяти великого режиссера

Эльдар Рязанов – народный режиссер. Как много раз писали критики и СМИ, у Рязанова была привычка снимать великое кино. Это правда, за годы своей работы режиссер стал родным каждому, кто хоть раз видел его фильмы. Эльдар Рязанов останется в нашей памяти навсегда, ведь с нами будут его киноленты, стихи, крылатые фразы и образы, которые он создавал. В ночь на 30 ноября 2015 года около полуночи легендарный режиссер скончался в больнице...

Legion-Media

В 1950 году Эльдар Рязанов с отличием окончил ВГИК и по распределению попал на ЦСДФ. Пять лет Рязанов работал в документальном кино: снимал сюжеты для киножурналов — по его словам, «отчаянно лакируя действительность». В 1951-м он сделал свой первый киноочерк «Дорога имени Октября», а за «Остров Сахалин» (1954) получил приз на фестивале в Каннах.


После этого подающего надежды молодого режиссера пригласили на «Мосфильм», где в соавторстве с Сергеем Гуровым он снял первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса».

Тогда же руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев буквально заставил Рязанова заняться комедийным жанром, хотя тот поначалу отказывался. И в 1956 году родился один из трех великих комедиографов эпохи «оттепели» (наряду с Гайдаем и Данелия): Эльдар Рязанов снял музыкальную комедию «Карнавальная ночь». Фильм имел грандиозный успех, удостоился призов на всесоюзном и международном кинофестивалях, стал образцом для новогодних комедий.

После потрясающего дебюта режиссер поверил в свое новое амплуа и начал снимать комедии в различных жанрах: лирическая «Девушка без адреса» (1957), героическая «Гусарская баллада» (1962), криминальная «Берегись автомобиля» (1966), бытовая «Зигзаг удачи» (1968). В 1960-е годы сложился коллектив творческих единомышленников: сценарист — Эмиль Брагинский, композитор — Андрей Петров, оператор — Владимир Нахабцев.

Начиная с 1970-х и до конца 1980-х Рязанов снимал по одному фильму в два года, и чаще всего в соавторстве со своим другом, непревзойденным Эмилем Брагинским, создал с десяток настоящих хитов, вошедших в золотой фонд российского кино: 1971 — «Старики-разбойники», 1973 — «Невероятные приключения итальянцев в России», 1975 — «Ирония судьбы, или С легким паром!», 1977 — «Служебный роман», 1979 — «Гараж», 1980 — «О бедном гусаре замолвите слово», 1982 — «Вокзал для двоих», 1984 — «Жестокий романс», 1987 — «Забытая мелодия для флейты».

Рязанова-режиссера всегда отличало невероятное чутье на актеров. В его фильмах прославились Людмила Гурченко, Олег Ефремов, Иннокентий Смоктуновский, Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Юрий Яковлев, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Валентина Талызина, Лия Ахеджакова, Андрей Мягков, Олег Басилашвили, Валентин Гафт, Георгий Бурков, Светлана Немоляева, Алиса Фрейндлих, Станислав Садальский и многие другие актеры.

Сам Эльдар Александрович во многом походил на своих киногероев, мятущихся в поисках правды, добра и справедливости. «У меня вообще каждая картина личная, потому что других я как бы делать не умею», — признавался он, будучи многолетним ведущим «Кинопанорамы».

В ХХI век режиссер вошел заслуженным мэтром: в 2002 году он стал президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника». В январе 2005-го открылся киноклуб Эльдара Рязанова, задуманный как своеобразный центр отечественной комедии. В трех залах, самый большой из которых рассчитан более чем на пятьсот мест, идут фильмы и спектакли, проводятся творческие встречи, концерты. В 2010 году Рязанов стал одним из учредителей Киносоюза.