Как оценивать современное искусство и сколько за него платить?

Современное искусство – один из самых туманных феноменов культуры наших дней. Одни ему поклоняются, другие проклинают. Однако мало кто в нем разбирается. В помощь коллекционерам создан проект InArt.

DR

В 2013 году фонд «Общественное мнение» провел исследование на тему того, что россияне понимают под современным искусством и какое место оно занимает в их жизни. Почти половина участников опроса не смогли ответить на вопрос, что такое современное искусство, а у каждого десятого оно вообще вызывает негативные ассоциации. Но даже те, кто современное искусство понимает, любит и покупает, с трудом ориентируются при оценке произведений совриска. Большинство полагается на мнение галеристов или экспертов. Рынку явно не хватает прозрачности, и это заставляет людей сомневаться в решении инвестировать в работы и известных, и молодых российских художников. Попросту говоря, коллекционеры не доверяют ценам на работы художников.

Ирина Степанова

Ирина Степанова, генеральный директор Sotebey’s в России: «Современное искусство становится все более востребованным. Хотя большая часть покупателей не могут купить что-то дороже 30000 евро, их интересует хорошее качественное искусство. Это аудитория молодых, образованных людей, которые понимают, что они покупают. Популярность современного российского искусства во многом зависит от совокупных инвестиций, которые будут вложены в него. В этом смысле симптоматична передача коллекции из 250 работ 60 художников российского искусства второй половины ХХ века Центру Помпиду в Париже. Они выставлены там сейчас и войдут в культурный обиход людей всего мира».

Чтобы изменить ситуацию галерист Ксения Подойницына создала проект InArt. Это аналитический обзор рынка российского современного искусства, который будет выходить дважды в год. В его рамках систематизируются объективные данные рынка современного искусства. В диалоге с аукционами и галереями удалось составить список из тысячи российских современных художников, выявить самых продаваемых авторов, определить уровень интереса к различным техникам и ценовой сегмент, в котором совершается больше всего сделок.

За «современное» (или актуальное) искусство приняты работы художников, карьера которых сложилась или достигла своего пика после 1991 года, когда в России началось формирование открытого арт-рынка, в силу понятных политических и социальных причин отсутствовавшего в советское время. Таким образом, из исследования исключены нонконформисты 60-70-х годов, чьи работы представлены в большинстве мировых собраний, а акцент сделан на молодом современном искусстве. Но и оно оказалось вполне востребованным. Георгий Гурьянов, художник и музыкант, ударник группы «Кино» признан самым дорогим российским художником десятилетия. Его «Автопортрет» продан в июне этого года на Sotheby’s за 183612 евро.

Георгий Гурьянов «Gay Games»

Его друг и коллега Тимур Новиков недалеко отстал с общим объемом продаж в 400000 евро за два года.

Тимур Новиков «Skier»

Тройку лидеров замыкает Леонид Пурыгин, чьи причудливые наивно-нарциссические работы оценены коллекционерами на аукционах последних двух лет в 320000 евро.

Ксения Подойницына

«Западные коллекционеры принимают решение о покупке значительно быстрее, чем российские. Просто потому, что они больше времени посвящают изучению источников, в том числе и связанных с ценообразованием. Они оперативно реагируют на предложения галерей, соотносят информацию об интересующем их авторе с открытыми данными. Наши соотечественники могут потратить даже год на рассуждения и сомнения в целесообразности покупки. В моей галерее средняя цена на работу молодого российского автора 2000 евро. И это в полтора-два раза ниже, чем у их западных сверстников», – комментирует Ксения Подойницына, владелица Галереи 21.

Однако не спешите огорчаться: даже если у вас нет таких капиталов, коллекционером вы все же сможете стать. Галеристы признаются, что наибольшей популярностью пользуются работы в ценовом диапазоне 1000 - 5000 евро и это в основном живопись и графика.

Иосиф Бакштейн

Иосиф Бакштейн, куратор: «Частные коллекции современного искусства чаще всего начинаются из влюбленности в предмет искусства, на смену которой приходит сложный процесс выбора места для хранения и демонстрации своей любви. Чаще всего компромисс находится на стенах. Этим и объясняется востребованность живописи, графики, фотографии при продажах современного искусства. Объекты, инсталляции могут позволить себе только серьезные коллекционеры. Поэтому молодое российское искусство все же развивается в русле традиционных «плоских» жанров».

Но современное искусство отнюдь не замыкается на классических техниках. В музеях, на выставках, ярмарках и биеннале мы видим и скульптуру, и видеоарт, и инсталляции, и объекты в смешанной технике. Сложные жанры, такие как видеоарт, чаще продают в галереях, чем на аукционах, но перед коллекционерами встает ряд технических вопросов, например, защиты контента от копирования, защиты авторских прав. Хрупкие и зачастую масштабные инсталляции лучше смотрятся в обширных музейных пространствах, чем в частных коллекциях

Галереи гораздо более смелы в своих решениях и именно тут стоит искать все самое новое, интересное и неординарное. Эксперты советуют присмотреться к работам Ростана Тавасиева, Дмитрия Каваргу, Владимира Потапова, Виталия Пушницкого, Олега и Ольги Татаринцевых, Сергея Шеховцова и других. Спрос на работы перспективных авторов в возрасте до 35 лет – еще одна важная тенденция. Соцарт, художники московской концептуальной школы и их последователи также называются среди ключевых трендов. На фоне прогноза роста ВВП в ближайшие два года все это выглядит куда как привлекательным не только с позиций эстетства, но и инвестиций.