Репортаж из-за кулис: как создавали мюзикл «Золушка»

1 октября в театре «Россия» состоится премьера новой оригинальной постановки, над которой работали специалисты из России, Англии и США.

Виталий Котляр Юлия Ива, Павел Левкин и туфелька

«Золушка» — десятый мюзикл компании «Стейдж Энтертейнмент» в Москве. Его режиссером выступил обладатель высшей театральной премии имени Лоуренса Оливье Линдсей Поснер, известный своими работами в крупнейших английских театрах, а главные роли исполняют Наталия Быстрова и Юлия Ива (обе — Золушки), Павел Левкин (Принц) и Алёна Хмельницкая (Мадам — мачеха).

Режиссер лично отбирал исполнителей. «Я принимал участие в выборе актеров, для этого еще весной приезжал в Москву на десять дней. Процесс достаточно напряженный, несмотря на то, что к моему приезду постановочная команда уже отобрала какое-то количество человек в первом туре прослушиваний. Мне «досталось» около трехсот человек. Бывало, я видел человека всего секунду и уже понимал, что он нам подходит. Так было с Алёной (Хмельницкой), я был готов предложить ей роль Мадам сразу. Золушек и Принцев хороших было много, решать было сложно».

Режиссер Линдсей Поснер

«Я волновался из-за коммуникаций, потому что не говорю по-русски, — улыбается Линдсей Поснер. — Но с помощью переводчика мне удалось наладить хорошие коммуникации и выстроить отличные отношения со всеми. Российские актеры работают на очень высоком уровне и хорошо принимают указания режиссера».

Журналистам показали несколько сцен, в том числе вторую встречу Золушки с Принцем. «Конечно, эту сцену мы репетируем давно, — говорит режиссер немногочисленным зрителям. — Сейчас будем отрабатывать детали и смотреть, как сделать ее еще лучше. Я буду смотреть в наш русско-английский сценарий и давать актерам советы. Давайте позовем их!»

Невидимый пианист тихонько наигрывает на своем инструменте. Под этот аккомпанемент на пустую сцену выбегает Принц — явно в поисках кого-то или чего-то, смотрит в одну сторону, в другую, прислушивается и, не найдя искомого, разочарованно разворачивается, чтобы уйти, но тут… появляется Золушка — в лице Наталии Быстровой.

«Принц Тофер!» — «Вы здесь!» — «Мне так жаль, что я опоздала. Но я так рада!» — «Я знал, что, если устрою банкет, вы придете» — «Простите, что я сбежала в тот раз» — «Вы даже прекраснее, чем я вас запомнил» — «Вы действительно устроили этот банкет только для меня?» — «Я бы сто банкетов устроил, чтобы найти вас!» — «Правда? И то, что я еще красивее, чем вы запомнили, тоже правда?» — «Да, конечно!» — «Хи-хи-хи, обалдеть!»

Павел Левкин перед выходом на сцену

«Стоп! — Прерывает режиссер.— Давайте сделаем этот момент еще раз. Паша, когда ждешь Золушку, постарайся почувствовать больше отчаяния и разочарования перед тем, как уходишь. Наташа, когда ты его спрашиваешь, правда ли ты прекраснее, чем он запомнил, постарайся изобразить более комичную реакцию».

Куда уж комичнее! «Обалдеть» от Золушки — само по себе необычно. Даже по этим отрывкам понятно, что сюжет мюзикла несколько отличается от всем известной классической линии: очевидно, здесь присутствует изрядная доля юмора. Какая — на репетиции определить было сложно, но, кажется, в этот раз Золушка не просто томная красавица — в ней есть подкупающая детская непосредственность.

«Да, я старался привнести побольше юмора, потому что в «Золушке», как и в любом драматическом сюжете, есть сильные и даже пугающие моменты, и мне хотелось их разбавить, чтобы было и то и другое», — подтверждает догадки режиссер.

А сильные и пугающие моменты, должно быть, связаны с воплощением зла — мачехой, которую в мюзикле зовут просто Мадам. Эту героиню играет несравненная Алёна Хмельницкая, для которой роль «анти» — в новинку. На кого равнялась актриса, когда готовилась изображать злодейку? «К сожалению, я не смотрела современные сказки, где есть мачеха, например с Кейт Бланшетт, — говорит Алёна. — Диснеевская героиня совсем страшная… А я такая… Стервозная, недобрая. (Смеется.) Американские авторы назвали ее Мадам, но я обычно называю просто мачехой. Нашу Золушку, например, должны были звать Элла — от Синдерелла (Cinderella — Золушка. — Прим. ОК!), но решили от этого отказаться».

Мадам и дочери

Надо сказать, режиссер, хотя и говорит, что готов был предложить Хмельницкой роль сразу, как только ее увидел, сначала всё же поражался: как этот добрейшей души человек сможет достать откуда-то из глубин своего «я» необходимый градус стервозности? «Это же самое интересное — играть кого-то, кем ты на самом деле не являешься, — пожимает плечами актриса. — А здесь такое раздолье, можно и похулиганить! У меня во втором акте сцена, когда мы возвращаемся с бала, и Золушка начинает вспоминать-представлять, как она встретила Принца, и все тоже начинают мечтать о Принце, и моя Мадам в том числе… И вот здесь начинается хулиганство…» После этих слов актриса хитро улыбается и начинает петь: «Ах, что за ночь, какая ночь, чудесней в жзини не было ночей! Он здесь, твой принц, прекрасный принц, такой, что сердце бьется всё сильней…»

Глава компании «Стейдж Энтертейнмент» продюсер Дмитрий Богачёв рассказал, что взаимоотношения в семье Золушки будут «классическими», однако в сюжете найдутся и расхождения: «У нас не стояло цели сделать свою интерпретацию, мы сохранили оригинальный сюжет, но добавили несколько линий. Так, старшая сводная сестра Золушки действительно неприятная, подловатая (смеется), хотя при этом обаятельная и смешная, а вторая, как выяснится по ходу действия, вообще-то хорошая. Еще мы добавили отношения между жителями деревни и Принцем, плюс у нас будут выборы премьер-министра, которые состоятся в спектакле в финале. То есть у нас будут такие взаимоотношения, которых в сказке не было».

«И сама наша Золушка более современная, — вторит продюсеру Юлия Ива, которая сыграет эту роль на премьерном показе 1 октября. — Для нее недостаточно просто выйти замуж за принца, она хочет изменить мир, хочет помочь людям. Она сильная и упорно идет к своей цели. Даже если для этого нужно прийти на бал два раза». (Смеется.)

Юлия Ива в гримерке

Отдельная тема — сценические костюмы. Видеть актеров при полном параде вне сцены — необычно. Вот стоит Алёна Хмельницкая в пышном платье, вся в голубом и розовом, с перьями, в гриме, и поет, а поблизости Юлия Ива в наряде принцессы бегает по театральной лестнице вверх-вниз — работает на камеру наших телевизионных коллег, делая вид, что теряет туфельку...

Художник по костюмам Татьяна Ногинова говорит, что для нарядов каждого представленного в мюзикле сословия понадобились специальные ткани. Льняные найти было несложно, а вот «волшебные» для платья феи... «Когда я приходила на склады и в магазины с запросом «дайте мне волшебную ткань», все смеялись, — улыбается Татьяна. — Многослойное платье феи в итоге сделали из газа, тюля, парчи, с серебряным шитьем. Когда смотришь на него, возникает ощущение, что перед тобой крыло бабочки». А вот с привычными нарядами из диснеевского мультфильма пересечений нет никаких. «Я его не смотрела, — признается Татьяна. — Знаю только, что Золушка носит голубое платье, но у нас такого нет. Зато полно сиреневых оттенков. Она переодевается семь раз, и в финале будет самый большой акцент, нечто совершенно пышное».

Татьяна Ногинова

Всего для мюзикла сшито 210 костюмных единиц, из них на сцене будут задействованы 120 — остальные сделаны для актеров «в запасе», которые заменят основных в случае форс-мажоров.

И конечно, как же без символа любой «Золушки» — хрустальных башмачков! Для мюзикла их создали профессионалы хрустального дома «БАХМЕТЕВЪ» — преемника Никольско-Бахметевского хрустального завода, поставщика императорского двора. «Мы просили сделать что-то невероятно красивое и полностью доверились профессионалам, — говорит Дмитрий Богачёв. — Это настоящий хрусталь, и при правильном освещении туфельки дают огромное количество бликов и переливаются. Они действительно волшебные».

Дмитрий Богачев демонстрирует туфельки

При ближайшем рассмотрении становится понятно, что надеть эти туфельки нельзя, даже теоретически, — колодка у них очень узкая, несмотря на то, что маркированы они как 37 размер.

Однако Дмитрий уверяет, что на сцене театра «Россия» Золушка предстанет в настоящих туфельках. «Как это будет сделано, за счет чего — тайна, — улыбается он. — Раскрывать ее нельзя, потому что иначе мы разрушим волшебство». Отказался Дмитрий рассказывать и о том, как тыква на сцене превратится в карету и как будет трансформироваться платье Золушки — он пообещал, что зрители и эти вещи увидят своими глазами!

«Будет много чудес, — улыбается продюсер. — Ведь наша главная задача — сделать так, чтобы и маленькие, и взрослые зрители поверили в чудо».

Еще больше фото — в нашей галерее!