Лиза Арзамасова прыгнула со скалы

DR

Яна Недзвецкая, которая называет себя бабушкой русского дизайна, в этом бизнесе более двадцати пяти лет и за это время в совершенстве постигла искусство провокации. Сначала она опустилась на самое дно и провела первый модный показ под водой в бассейне, а теперь — в глубинах Черного моря на мысе Тарханкут.

Фотография: DR

«Мне гораздо интереснее проводить свои показы в каких-то необычных и экстремальных местах, с той публикой, которая соберется именно в этом экзотическом месте, — говорит Яна Недзвецкая. — Например, свой последний показ «Что думает о моде дохлый кролик» я провела в коровнике фермера Славы Зайцева. Среди публики были не только приглашенные мною гости, но и деревенские жители, соседи фермера. И это невероятно любопытно — такой смелый микс, реакция не только модной тусовки, но и гостей, далеких от всей этой мишуры. Удобство давно вышло на первый план при выборе одежды. А еще лет пять назад выбор был в пользу моды и стиля».

Фотография: DR

Яна, это не первый ваш подводный показ. Первый вы проводили в бассейне, а второй решили в открытом море. Почему? Или первый был своего рода тренировкой?

Первый подводный показ « Хармагедон.Паслом 36:29» оставил у меня послевкусие наполовину сделанной работы. Тогда многое не получилось. И самое неприятное, что бассейн - это всегда довольно ограниченное пространство. Показ увидел узкий круг людей, это чисто технические трудности малого пространства. Как говорится, размаха не хватило. Но и не все нюансы удалось учесть. Например, сухой лед дымил меньше, чем нужно было бы. Баннер, который погружался в воду и закрывал плитку бассейна, был сделан не так как надо - на нем совершенно не читались фотография разрушенного войной города. А для меня это было очень важно. Я никогда не делаю показы ради показов. Меня мало интересует одежда ради одежды. Посредством своих коллекций, показов, я пытаюсь постоянно достучаться до человечества. Да, ни много, ни мало. Я верю в то, что капля камень точит. И мой слабый голосок сольется в гул всех, кто думает о будущем нашей цивилизации.

Как возникла идея провести именно такого рода презентацию?

Первая причина - она возникла из-за языкового барьера с миром. И вторая - на обычных показах места часто занимает пустая гламурная публика, которая меня совершенно не волнует и мне не близка. Мне ближе умные и думающие люди. А они всегда или на галерке или вне показов. Так и родился этот новый формат - мини фильмов с музыкой, которые близки, понятны и знакомы. Первый подводный показ «Хармагедон. Псалом 36:29» показал, что он интересен всему миру. Более 25 000 000 просмотров о чем-то говорят. Значит, мою мысль поняли и приняли люди всех стран мира.

В нашем прошлом интервью вы признались, что еще в детском саду поняли, что для успеха нужна провокация и скандал. Что еще должно быть, чтобы о вас заговорили?

В первую очередь, для успеха нужно, чтобы твоя идея и мысль были близки не только тебе любимой, а чтобы они были интересны миллионам людей. И хорошо, если они близки людям всего мира. То есть, нужен простой язык немого кино с музыкой и действием, чтобы это было понятно всем. Мне нравится симбиоз искусств. Я люблю балет, оперу, современную музыку, кино, и в конце концов, я создаю одежду для людей. Вот из всего этого и рождается успех.

Фотография: DR

Как вы реагируете на то, когда ваши коллеги используют ваши идеи? Или для вас главное быть первопроходцем, а то что будет после вас – не так интересно?

Вот что меня совершенно не волнует, так это последователи. Пусть лучше оттачивают мастерство на лучших, чем на худших. Еще в комментариях к первому подводному показу весь мир писал, что теперь все бросятся под воду. Конечно, под водой красиво смотрятся ткани, прекрасно выглядят девушки модели. У кого-то, наверняка, получится даже лучше, чем у меня. И это отлично! Я порадуюсь и буду восхищаться.

Показы в воде будут иметь продолжение?

Сомневаюсь. Показ под водой - это не примочка, прикол или клоунада. Я не циркачка. Когда мне нужен был показ под водой для выражения моих мыслей, для более точного послания миру, я это сделала. Я выработала точный формат, который мне нужен для сезонных показов, и теперь буду более чисто использовать его в своей работе.

Яна, а вы сами готовы быть примером для своих моделей? Вы прыгали с этого мыса в Крыму?

Да, трусила, честно скажу. И трусила по той причине, что когда-то я попала в аварию, получила серьезную черепно-мозговую травму и долгое время лежала в больнице. Врачи тогда категорически запретил мне нырять. Но моя трусость была бы предательством ко всем тем, кого я заманила на скалы. В первую очередь к талантливой хрупкой Лизе Арзамасовой. А Саша и Миша Киршины - солисты балета, для них ноги - это вообще главное в жизни. Это их будущее и их хлеб в настоящем. А юные модели? Они тоже прыгнули! Но могу сказать, что мне было проще. Я прыгала в обычном костюме, а не в платье. Вид, конечно, в ролике не ахти, но я переступила через себя и сделала шаг в пропасть. И выплыла, как это ни странно. Еще помню подумала про себя: «Хоть бы потом ролик закончили». Ненавижу трусов. (Смеется.)

Фотография: DR

А на своем производстве вы все держите под контролем или доверяете сотрудникам?

Доверяю, но проверяю. Мы работаем с людьми и для людей. А персонал в России довольно неулыбчивый и хмурый. У меня все четко организовано. Каждый процесс прописан, на каждый чих есть свой стандарт. Есть чек листы, по которым супервайзеры проверяют персонал от и до. Если это называется «доверяете» - тогда согласна, доверяю.

Яна, интересно, а сколько в вашем гардеробе нарядов?

Смешно сказать, но не так много. Почему? Мой вес прыгает примерно также, как курс рубля - то вверх, то вниз. А я в этом тоже экстремалка. Только похудею - выбрасываю на помойку все вещи большого размера. Или раздариваю знакомым. Или аккуратно выстиранное, в пакете, кладу возле мусорника. А потом срываюсь и пошло-поехало... Вес опять вверх - ничего не налазит, жду, надеюсь, что возьму себя в руки. Не беру, злюсь. Выбрасываю одежду маленького размера. И так по кругу.

Вы обещали устроить показ на борту самолета. Когда стоит его ждать?

Хотела. Потом узнала, что таких показов было уже два. Посмотрела фотографии этих показов - жалкое зрелище. Проходы узкие в самолете, ничего не видно, фотографии не ахти. И какой смысл - быть третьей, да еще с непонятной концепцией. Для меня первична мысль и идея, а не место. Уже под свою идею ищу место.

Яна, вы говорили, что с детства мечтали стать богатой и знаменитой. Вам это удалось?

Вполне. Невероятна богата друзьями. Они - мое главное сокровище. Если бы не мое окружение, не мои друзья - актрисы, балетные, стилисты, визажисты, фотографы, операторы - кто бы я была? Пустое место! По части «знаменитой» - еще не вечер. Поживем - увидим. А что касается материального положения - у меня минимальные запросы. По крайней мере, посещая магазины, я редко смотрю на цены. Надо с запросами поскромнее. И все получится.

А что по-вашему успех?

Успех, на мой взгляд, это когда ты сам доволен проделанной работой, полученным результатом, и в конечном итоге - своим местом в этой жизни. Я пока не довольна. Точнее, всегда довольна ровно на 50%. Надеюсь, что мой успех впереди.