Дизайнер Катя Добрякова: «Я не хочу быть брендом, который вечно на сейле»

Как открыть бутик в Нью-Йорке и придумать ироничные свитшоты? Дизайнер Катя Добрякова — о том, чего стоит международный ритейл на самом деле.

Фотография: DR Катя Добрякова
Новое на сайте
Звёзды
Все материалы
горячие новости
Все новости

Катя врывается в кафе на беседу. И по виду сразу можно сказать, что этот человек сейчас решал миллион дел! Просто сгусток энергии. Правда, созидательной и очень творческой. И тут же, с порога, на вопрос «Как дела?» — «Мы решили принять с брендом участие в CPM (Collection Premiere Moscow — ведущая выставка в Восточной Европе. — Прим. ОK!), и получается, нужно успеть отшить за четыре дня коллекцию лета-2019! Заказали ткани и вроде всё сделано заранее, но посылка задержалась на таможне. Выбираешь ткань дистанционно, и непонятно, как она будет смотреться в изделии и получится ли из нее задуманное. Вот так, как в период сессии, когда остается только ночь перед экзаменом...»

А почему СРМ? Такая специфическая площадка.

Мы сами не ожидали. Но это случилось после круглого стола с мэром. Я получила письмо от Собянина с предложением поучаствовать в дискуссии, задать вопросы и обозначить проблемы.

Неужели правительство стало наконец интересоваться легкой промышленностью?

Есть надежда. Я подняла вопрос на тему сложностей экспорта. Ни один из наших партнеров из Америки или из Азии не хочет задержек с поставками. Это еще хорошо, что у нас всё производство в Европе — в Литве. Всё быстро отправляется за один день в любую точку мира. А в России — нет. А если тебе перечисляют деньги в валюте, тебя ждут еще и препоны валютного контроля. Перепроверка всех сделок...

Как прошло лето?

Очень насыщенное лето: и FIFA, и московское метро. И с теми и другими мы делали коллаборации. Без отдыха на морях — адреналин в кровь — и работать в аврале, в режиме 24 на 7! Вот я не очень сейчас довольна качеством оттиска принта. А всю последнюю неделю провела в поисках правильных шнурков к худи, зипперов, кнопок...

Кто-то может это сделать за тебя?

Получается, никто не может. Ты мотаешься по городу, ужасно устаешь, но параллельно у тебя работает мысль. Когда видишь материал, приходит идея, что из этого можно крутое сделать. Например, нашла классные кнопки, прорезиненные, матовые, — вот без них незаконченной казалась вещь. Ты можешь отправить за всем этим курьера, но это твое видение. Как можно это кому-то доверить?

Как у тебя дела с бутиком в Нью-Йорке? Не знаю, кто еще из наших дизайнеров может похвастаться такой точкой!

Мы там два года. И всё очень непросто. Наверное, должен быть на месте огромный штат сотрудников. А у меня было одно доверенное лицо там, и сейчас коллега, которая до этого вела все наши международные продажи, устала от Нью-Йорка и не хочет там жить. Я скажу, что бизнес — это всегда ставка на конкретного человека, кто будет рулить им. Сам он развиваться не будет: нужны грамотные пиар-активность и работа с селебритиз.

А еще в Нью-Йорке есть тренд, он называется антифэшн. Народ вечно ходит в каких-то велосипедках.

А я искала всё лето классные велосипедки, такие, чтоб не Balenciaga за миллион! Так и не нашла...

Вот там как раз найдешь. Большинство встречают тебя с воскликами: «Вау! Ты так классно одет!» Им вроде искренне нравятся твои вещи... А потом они ходят в велосипедках. Потому что в них ходит Ким Кардашьян. Но можно, конечно, убиться на работе и не получить никакого личного счастья — да пожалуйста. Вечно жить гонкой за чем-то, чтобы ни там ни тут ничего не упустить.

Вот зачем только?

Для себя я хочу комфортной жизни и учусь искать баланс. Поняла, что не могу разорваться на части между континентами. Первый год я практически провела в самолете. Каждый раз, мотаясь в Нью-Йорк, общалась с клиентами и менеджерами и бродила по редакциям. Я загнала себя в жуткое депрессивное состояние. И в Москве ничего не успевала. Критичный момент — удовольствия от работы не получаю!

Последний год я максимально устранилась от работы бутика и включаюсь только в случае форс-мажора. А он случается регулярно.

Владелец здания звонит мне в Москву и говорит: «Вы обещали закончить вечеринку в 10 вечера, а у вас действо тут до 12 ночи!» И курят люди под окном. Звонки случаются в основном ночью и такого характера. Вывод — проще присутствовать в Америке в формате мультибрендовых магазинов, а не держать собственный магазин. Буквально через дорогу от нашего бутика Сэм, владелец мультибрендового магазина, готов отдать нам корнер. Кстати, это наше первое место продаж в Нью-Йорке.

У тебя была какая-то интересная история вашего знакомства?

Я шла по этой улице и просто решила сфотографировать витрины. Он выбежал, начал ругаться, мол, фотографировать нельзя. Я зашла в бутик, чтобы извиниться, мы разговорились, ему очень понравилось, как я одета была. Попросил показать лукбук и тут же заказал партию. За две недели всё продал и попросил еще. Мы поняли, есть спрос, и решили открыть бутик на этой же улице.

А теперь советы тем, кто всё же отважится на ритейл в другой стране!

Первое — будьте готовы внести огромный депозит. Который не возвращается, даже если ты сворачиваешь свою коммерческую деятельность раньше срока. «Средняя температура по больнице» начинается от 20 тысяч долларов в месяц за самые скромные помещения. Всё делается через друзей друзей. Пять минут общения с адвокатом, и тебе тут же приходит счет. Люди знают себе цену. Час беседы — 600 долларов. Вот что принять никак не могу — то, что мусор выбрасывается на улицу. Ужасно раздражает. По факту вся улица завалена мешками с мусором. Ты должен заключить договор с компанией и в строго определенное время положить мешки напротив своего входа. Навалить эту гору в шесть часов вечера, например. Обычно стараются входную зону перед бутиком украсить и очистить, а тут ровным счетом наоборот! Потом, ты не можешь брать людей на работу, если они не платят налоги. Никто и нигде не может. Но в Америке с этим особенно жестко и без церемоний.

Одна наша продавщица оклеветала нас и написала во все инстанции, что мы ей заплатили 100 долларов наличными. Она хотела нас шантажировать, но не вышло. А штраф нам прилетел на 10 тысяч!

Ого!

И вообще, в Нью-Йорке сложная ситуация с фэшн-индустрией: Александр Вэнг ушел и не стал принимать участие в Нью-Йоркской неделе моды, так же поступила Виктория Бекхэм. Продажи уходят в онлайн. В Сохо просто нереальные рейты на аренду, и при этом все закрываются. Утром был магазин, вечером идешь по той же улице, а его уже нет.

Твоя версия происходящего?

В Америке не фэшн-ориентированная среда, в отличие от Азии. Они суперконсерваторы и избалованы распродажами. Черная пятница, киберпонедельник... Ты заходишь в Zara в начале сезона, а там уже минус тридцать. Когда они успевают продавать вещи по полной стоимости? Вот заходят люди в твой магазин и уже не хотят ничего покупать по полной стоимости. А я не хочу быть брендом, который вечно на сейле. Стоят мольберты со скидками даже у Hermès и Prada. Как так? А мой сосед Cэм, про которого я говорила, держит магазин 15 лет, и он 15 лет работает без выходных. Сам! Никто не будет вкладываться в твое дело так, как это сделаешь ты.

Какая у тебя мировая экспансия? Сколько точек продаж по миру?

Около 50. Harvey Nichols London, Harvey Nichols Kuwait, La Maison Simons Canada, Shopbop, Farfetch...

Как думаешь, что цепляет в твоем бренде?

Мы очень не похожи на другие марки.

Тебя копируют?

Да, особенно джинсовки. Я люблю цвет, коллажи. Наши техники — лазерная вырезка, сумасшедшие коллажи из разных фактур... Мы так далеко ушли в этом креативе, что нас просто не догонишь. Не хочу делать как все. Я потеряю многое. Мне нравятся минималистские темы, но это буду не я. Это как человек, который умеет петь, он может всякое изобразить, но не станет Аллой Пугачёвой. В каждом моем принте есть идея. Мои свитшоты заставляют как минимум улыбнуться, и это классно. Мы бренд эмоциональной покупки.

Ты помнишь свою первую вышивку на свитшоте?

Конечно! В 2010 году был свитшот с надписью «Кабы я была царица, то для батюшки царя родила б богатыря». С Путиным. Как раз на злобу дня, когда все обсуждали Алину Кабаеву.

Так, впереди осень...

У меня борьба с производством, которое шьет активно коллекцию осень-зима, а мне срочно нужно отшить следующее лето. Просто драка за швейные машинки и утюги. Текущая коллекция посвящена Азии. Мне нравится, какая она получилась: много бледно-розового, нежно-голубого, пастельных жаккардов. Всё смешалось: и Китай, и Япония, и Корея. Гейши-панки и цветы с глазами а-ля современное искусство.

А шубы из искусственного меха будут?

Да, много. С вышивками и пайетками — мы их заказывали в Индии. Все-таки там лучшие руки!

«Эмоциональная покупка» — так ты говоришь про свои вещи?

Да, именно так! Важен позитив. И оставить немного женственности.

Сколько уже можно носить оверсайз!

А ты посмори на онлайн-ресурсы! Все вещи на Asos теперь в цветочный принт, опять появились талии. Ура!

Новое на сайте
Звёзды
Все материалы
горячие новости
Все новости