Бен Стиллер

«Быть отцом — это удивительное приключение» <br />  

Getty/Fotobank
БЕН СТИЛЛЕР родился в семье комиков и с детства не видел для себя иного пути, кроме как пойти по стопам родителей. Однако первые шаги Бена нельзя назвать прорывом, ведь поначалу про него говорили: «Он пользуется связями своей семьи, а сам ничего из себя не представляет»

Бен Стиллер родился в семье комедийных актеров Джерри Стиллера и Энн Миры, которые работали на телевидении. Их тандем был очень популярен в американском шоу-бизнесе. Поэтому Бену, когда он начал собственную карьеру, сильно доставалось от критиков и коллег по цеху: мол, что возомнил о себе этот выскочка, который просто пользуется связями своей семьи, а сам ничего из себя не представляет? Такую славу Бен заработал после того, как поставил на телевидении несколько комедийных шоу. В частности, он работал в известном шоу «Субботний вечер в прямом эфире» — правда, всего один сезон. Считается, что если ты попал в это шоу, то как комик достиг наивысшей точки своего развития. Однако чувство юмора у Стиллера оказалось слишком специфическим и не всем понятным. Но Бена это не остановило. Он запустил собственный проект «Шоу Бена Стиллера», который через полгода закрыли — говорят, что руку к этому приложил продюсер Аарон Спеллинг: он обиделся на Стиллера за то, что тот спародировал его любимое детище — сериал «Беверли-Хиллз 90210». Параллельно с работой на телевидении Бен снимал короткометражные фильмы: изначально он грезил профессией режиссера. 


В большом кино дебютом Бена-актера стала военная драма Стивена Спилберга «Империя солнца», где его партнерами были Джон Малкович, Кристиан Бейл и другие известные актеры. Спустя несколько лет он дебютировал еще и как режиссер полного метра — снял черную комедию «Кабельщик» с Джимом Керри в главной роли. 


Во время съемок ленты «Знакомство с родителями», первой из серии фильмов про Факеров, Стиллер решил остепениться и сделал предложение своей возлюбленной Кристин Тейлор, и в мае 2000 года они поженились. Сейчас у супругов уже двое детей — одиннадцатилетняя дочь Элла и восьмилетний сын Квинли.


В начале нового года на экраны выйдет картина «Невероятная жизнь Уолтера Митти», над которой Стиллер работал и как режиссер, и как исполнитель главной роли. Фильм создан на основе короткого — всего две с половиной страницы — рассказа американского писателя Джеймса Тербера. В 1947 году это произведение уже было экранизировано. Продюсером первой ленты выступил Сэмюэл Голдвин, а спустя много лет его сын и внук, тоже продюсеры, решили снять эту историю заново. «Невероятная жизнь», которую срежиссировал Бен Стиллер, прошла очень долгий и тернистый путь к зрителю...


Бен, можно ли назвать этот фильм ремейком одноименной ленты 1947 года? Или это совершенно другая история?
Вы знаете, мне сложно судить, потому что я присоединился к проекту довольно поздно, ведь продюсеры Сэмюэл Голдвин-младший и Джон Голдвин, отец и сын, задумали его еще в конце 90-х. Было очень много разных проблем, права на экранизацию переходили из рук в руки, менялись режиссеры и актеры, пока идея не сформировалась окончательно. Думаю, продюсеры хотели создать абсолютно оригинальный фильм. Я даже и не пытался играть так, как это делал актер Дэнни Кэй в более ранней экранизации. Да и зачем? Моей целью было показать, почему мой герой живет в мире фантазий, раскрыть его чувства.


Расскажите, что же происходит в его голове на самом деле?
Уолтер Митти — большой фантазер и мечтатель. Он работает в бульварном журнале и одновременно живет в каком-то параллельном мире, придуманном им самим. Это история о том, кто он есть, и о том, кем он хочет быть. Самое важное в такой истории — найти баланс и удержать динамику. Нужно и самому обладать достаточной фантазией для того, чтобы всё правильно изобразить и дать зрителю ощущение реальности. 


Как вы готовились к съемкам?
Для начала нам с командой нужно было притереться друг к другу, достичь взаимопонимания, поэтому мы просто болтались вместе и смотрели всякие вдохновляющие фильмы — такие, например, как «Квартира», «Будучи там»… Потом мы очень долго обсуждали концепцию будущего фильма. Какие же сумасшедшие у нас были идеи! К сожалению, от многих пришлось отказаться, потому что нам могло не хватить выделенного бюджета. 


Скажите, как вам с Кристен Уиг, исполнительницей главной женской роли, удалось так достоверно передать искру между вашими героями?
Так у нас с ней был роман, вы не знали? Это было прекрасно. (Смеется.)


Скажите, вы сами исполняли все эти головокружительные трюки, которые зрители увидят в фильме?
Вообще у меня есть потрясающий дублер-каскадер. Но я и сам многое делал — если чувствовал, что мне это по силам. Так, я действительно барахтался в волнах Северного моря, когда мы снимали прыжок из вертолета. Съемки этой сцены проходили в Исландии. Мы отплыли от берега на лодке, в которой находилась камера, меня «высадили» в воду и бросили одного. 


Ничего себе! И не страшно было?
Мне показалось, будто вокруг никого не осталось! Подо мной было несколько метров глубины! И там ведь водятся настоящие акулы! (Восклицает с преувеличенным ужасом.) Но я знал, что это кино, я просто сыграю — и меня спасут. Это был один из тех моментов, которые я вряд ли бы когда-нибудь испытал, не будь я актером. 


И вы действительно прыгали в воду из вертолета?!
Нет, что вы, я не прыгал. Но вертолет в кадре настоящий. 


Чем еще вам запомнилось путешествие в Исландию?
Когда мы закончили съемки в воде и выбрались на берег, то долго бродили по окрестностям и фотографировали все эти ледники — совсем как оголтелые туристы. Потом мы устроили гонки на скейтбордах… Это было круто!


Некоторые из этих снимков я видела на вашей странице в «Инстаграм».
Да, я создал аккаунт именно для того, чтобы выкладывать их. Но когда вернулся в Нью-Йорк, то закрыл для себя эту тему, потому что здесь нет ничего интересного. Нью-Йорк, конечно, великолепен, но… это не Исландия. (Улыбается.) Там, куда ни повернись, ты будешь восхищен: «О боже, какой невероятный закат!», «С ума сойти, вот это ледники!» Там действительно было круто. Парочка моих фотографий даже есть в финальных титрах нашего фильма. 


Где еще вы бы хотели побывать?
В Азии. Я был в Японии, но в Китае не был. Знаете, я люблю ездить в отдаленные места, хотелось бы иметь для этого больше возможностей. Сейчас я жду, когда мои дети захотят путешествовать вместе со мной. 


Бен, я знаю, что вы очень близки со своим отцом. Как-то он сказал мне в интервью, что безумно гордится вами. Ваши отношения с сыном и дочерью такие же теплые?
(Задумывается.) Трудно объяснить в двух словах, какие у нас отношения. Я очень люблю своих детей, стараюсь защищать их от негативного влияния извне и просто позволяю им быть такими, какие они есть. Я и сам большой ребенок, поэтому вместе нам всегда очень весело. Быть отцом — это удивительное приключение. 


А как поживают ваши родители сейчас? Они продвинутые в плане современных технологий?
Они в порядке. (Улыбается.) У моих родителей есть свой сайт и аккаунт в «Твиттере». Мама оккупировала Интернет и планирует зарегистрироваться во всех соцсетях. Она обожает переписываться, но не думаю, что папа поддерживает ее в этом и вообще знает, что такое Интернет. Периодически они участвуют в телевизионных шоу, это побуждает их быть в курсе всех текущих событий. Иногда я продюсирую их выступления, и совместная работа частенько заканчивается горячими спорами. (Смеется.)


Вероятно, творческая атмосфера, в которой вы росли, повлияла на ваш выбор. Когда вы поняли, что тоже хотите пойти в шоу-бизнес?
Однажды мои родители пришли к своему боссу и сказали: «Не могли бы вы взять нашего сына на работу?» — и я тут же взлетел по карьерной лестнице. (Смеется.) Шучу, конечно. А если честно, то я никогда не задумывался о том, кем хочу стать. Я рос в семье комиков, так что мой выбор был чем-то само собой разумеющимся. Я просто сказал родителям: «Шоу-бизнес — это то, чем я хочу заниматься».


Сколько вам было лет, когда вы окончательно определились?

Около десяти. Я тогда посмотрел фильм «Челюсти», и меня что-то зацепило, я тоже захотел снимать кино. Сначала я делал собственные короткометражки, которые снимал на восьмимиллиметровую пленку формата «Супер-8». Моя сестра Эми, она тоже актриса, была моим ассистентом. Я никогда не думал о какой-то другой стезе. Единственный вопрос, которым я задавался: стать режиссером или актером? Победил актер. Потом я спросил себя: ты хочешь быть драматическим или комедийным актером? Родители настаивали, чтобы я смешил людей, а сам я больше склонялся к серьезным ролям. Но потом что-то произошло, и я понял, что мое предназначение — комедии. Со временем это стало приносить мне удовольствие. 


Мне кажется, вы страшный трудоголик.
Если ты чего-то упорно добиваешься, то однажды это даст свои плоды. Моя теория такова: просто выбери направление, которое тебе интересно, и работай над собой. Я готов нести ответственность за все фильмы, в создании которых принимаю участие. Я просто делаю то, что считаю нужным и правильным. 


Расскажите, каково это — быть одновременно и режиссером, и актером, и сценаристом?

Не могу сказать, что какая-то из этих профессий мне нравится больше остальных. Я люблю играть, люблю снимать. Вообще каждый фильм имеет собственную историю. Например, над сценарием фильма «Солдаты неудачи» мы работали вместе с Джастином Теру, это заняло около восьми лет. Очень важно, чтобы члены съемочной группы доверяли друг другу. Актеры должны доверять мне как режиссеру, особенно если я еще и играю с ними в каких-то сценах. Нужно вместе обсуждать, в каком направлении двигаться, как это всё должно происходить. И вообще, я люблю всё, что связано с кино. (Улыбается.)