Соня Карпунина и Клим Шипенко

Скоро всё будет просто 

Илона Антон
С режиссерами, сценаристами, актерами и... молодоженами СОНЕЙ КАРПУНИНОЙ и КЛИМОМ ШИПЕНКО мы встретились, чтобы поговорить об их совместном фильме «Всё просто», о том, как дебютанту выжить в мире кино, о стереотипах и отношениях в творческих семьях. Соня предложила сделать фотосессию в образе КИНОГЕРОЕВ, и мы вместе с ребятами воплотили эту идею в жизнь — сняли ремейк «ЗАВТРАКА У ТИФФАНИ» Блейка Эдвардса

Некоторые артисты говорят, что ни за что не свяжут себя узами брака с человеком из своей сферы, мол, одного артиста в семье более чем достаточно. Другие, напротив, твердят, что не мыслят своей жизни с людьми нетворческими. Но так или иначе, влюбляешься в человека, а не в его профессию. Соня Карпунина и Клим Шипенко — пара уникальная. Они оба режиссеры, сценаристы и актеры. Казалось бы, взрывоопасное сочетание для одной ячейки общества. Но нет, Соня и Клим признаются, что фанатичная любовь к кинематографу сближает их еще больше. Карпунина стала известна с появлением фильма Сергея Соловьёва «Одноклассники» — она написала сценарий и сыграла в нем главную роль. Шипенко же российский кинематограф принял с выходом его дебютной работы «Непрощенные». Некоторые критики тогда и вовсе назвали его русским Тарантино. А сейчас Карпунина и Шипенко с нетерпением ждут премьеры своего совместного фильма «Всё просто», который уже оценили на фестивале «Окно в Европу». 


Соня, скоро в прокат выходит фильм «Всё просто» — твой режиссерский дебют. Сценарий вы писали вместе, да еще и сыграли главные роли. Уверена, многие решат, что история Нади и молодого авангардного режиссера Бори — это и есть ваша история.
Соня: Некоторые, наоборот, уже пишут, что любовная история с экрана плавно перетекла в роман в жизни. Причем на фестивале в Выборге один продюсер нам так и посоветовал: «Соглашайтесь, говорите, что всё так и есть. Люди обожают любовные истории». Естественно, всем кажется, что всё это про нас, что есть какие-то параллели. Но в целом это, конечно, выдуманная история.


Ты, как и твоя героиня, училась в Лондоне...
С.: (Улыбается.) А Клим — режиссер.


Клим, две твои полнометражные картины — «Непрощённые» и «Кто я?» — получили положительные отзывы критиков. Скажи, когда ты решил посвятить свою жизнь кино?
Клим: Я вырос в творческой семье: отец — драматург, мама полжизни проработала на телевидении. Так что в детстве я много времени провел за кулисами театра и на телевидении. Не могу сказать, чтобы в какой-то определенный день моя жизнь повернулась на 180 градусов и я вдруг решил посвятить себя кино или режиссуре. Я с детства предполагал, что пойду работать в какую-то из этих сфер. А уже лет в четырнадцать фанатично влюбился в кинематограф, стал взахлеб читать книги о кино, смотреть фильмы, интересоваться всем, что с этим связано. А потом, выбирая между кино и телевидением, понял, что кино меня интересует все-таки намного больше. 


Соня, а как ты определилась с профессией? У тебя же первое образование экономическое.
У меня абсолютно не киношная семья. Родители преподаватели в вузе — как можно догадаться, финансов и банковского дела. До определенного момента я вообще не рассматривала творческие профессии, для меня это было как иное измерение. Когда заканчивала школу, мечтала стать хирургом, но родители в этом стремлении меня не поддержали, и мечта о медицинском потихоньку сдулась. В итоге я поступила на экономический, год работала в банке, думала, что, возможно, стану аудитором. Потом как-то стало очевидно, что от всего этого я очень далека. Родители отправили меня в Англию, в языковую школу. Этот период был для меня переходным. В Англии мне было очень тоскливо: скайпа тогда не было, я писала родителям и друзьям длиннющие письма, в которых рассказывала обо всем, что видела. Мне говорили, что у меня получается очень смешно, будто короткие рассказы. Когда я вернулась из Англии, сказала родителям, что буду поступать во ВГИК на режиссерский. Трудно сказать, откуда пришла эта мысль, просто в какой-то момент я почувствовала, что так должно быть. 


Клим, ты же тоже учился за границей. Сколько тебе было, когда ты уехал в Америку?
Шестнадцать.


Наверное, это стоило каких-то невероятных денег.
Это у нас в России сложились такие стереотипы, что, если ты учишься за границей, твои родители — миллионеры. 


Мне кажется, так и есть.
С.: Да нет, сегодня, наоборот, появляется больше возможностей обойтись не такими уж и крупными суммами. Мне кажется, наше образование стоит столько, что неизвестно еще, где дороже.


К.: Ну конечно, со мной учились и очень состоятельные ребята. А у меня история была такая. Когда я заканчивал десятый класс, то невероятно увлекся американским кинематографом. Как это свойственно молодым людям, без страха и без особых размышлений я решил: раз мне нравится американское кино, я должен учиться именно в США. 


Всё так просто?
К.: Да, тогда мне всё это казалось таким простым и очевидным, меня совершенно не смущало то, что там у меня нет ни одного знакомого, что я ни разу не был в Америке. Я серьезно, меня это вообще не пугало. Помню, сказал маме: «Мам, давай с тобой как-то так придумаем, чтобы я смог поехать учиться в Америку. Найдем какой-то наиболее приемлемый для нас вариант». Она стала думать, обзванивать компании и в итоге нашла программу переезда по обмену. И школу я заканчивал уже там. 


И жил в чужой семье?
К.: Не в семье, а во многих семьях. За первый год я сменил семей шесть.
С.: А я за полгода четыре. 


У вас такие сложные характеры?
К.: У меня да, я человек непростой. А что касается семей, очень сложно жить с чужими людьми, сложно привыкнуть к их традициям, их характерам. Со своими-то родителями проблемы случаются, а тут совершенно посторонние люди. Но через какое-то время я нашел потрясающую семью, в которой прожил пять лет. Они мне предложили остаться у них, когда я уже поступил в университет. У нас сложились замечательные дружеские отношения. Я их очень люблю. Вот в августе они приезжали к нам с Соней на свадьбу. Забыл сказать, они мне очень помогали и в финансовом плане. Я не платил за жилье, они помогли мне приобрести машину, находили подработки…
С.: …забирали из полиции…

К.: (Улыбается.) Да-да.


И такое было?
К.: Ну конечно.
С.: Вообще-то, я пошутила… (Смеются.


И где ты там подрабатывал?
К.: Я снимался в порнофильмах, когда-нибудь они всплывут и…
Ты шутишь?
К.: Ну конечно, шучу! 


Хорошо, а то я уже была готова сравнивать тебя со Сталлоне, который с этого начинал…
К.: Понятное дело, легально работать я не мог. Меня устраивали по огромному блату. Я работал официантом в трех ресторанах, в двух из них параллельно — утром в одном, вечером в другом. Длилось это где-то полгода. Учился, работал — в общем, безумное время было. А еще моя замечательная знакомая, Лариса, однофамилица Вадима Верника, пригласила меня работать в свое ателье, куда перед «Оскаром» выстраивается целая очередь из звезд. Там я отвечал на телефонные звонки, иногда какие-то вещи сам отвозил им. Как-то раз Лариса сказала, что надо бы доставить платье Мэрайе Кэри. Я собрался с духом, душ принял, что называется. (Улыбается.) И поехал… Нарисовал себе прекрасную картину, в которой дверь мне открывает Мэрайя в халатике… В общем, у ворот меня встретил какой-то ее помощник и забрал платье… 


А помимо несостоявшейся встречи с Мэрайей Кэри были еще какие-то знакомства, о которых ты будешь рассказывать внукам?
К.: (Улыбается.) Да, я имел честь три месяца работать с Джеком Николсоном. Это было на съемках картины «Любовь по правилам и без», куда меня в качестве практиканта пригласил оператор Майкл Боллхаус. Помимо Николсона в этом фильме снимались и Киану Ривз, и Дайан Китон, и Аманда Пит. С Пит вообще была забавная история. Я ее не узнал, притом что очень люблю фильм «В чужом ряду», где она снималась. Вот мы сидим рядом, я ей говорю: «Привет, что ты тут делаешь?» — «Снимаюсь!» — «В массовке, да?» Только потом, когда она вошла в кадр, я понял, что это Аманда и что она играет одну из главных ролей. Я получил огромное удовольствие, набрался колоссального опыта. Правда, потом этот опыт мне немного мешал в России, здесь же работают совершенно по другой схеме. Это, конечно, немного раздражает, потому что ты знаешь, как это должно происходить в идеале. Мне уже тут многие говорили, что у меня нет ощущения звезд, что я с ними разговариваю как с простыми людьми.
С.: Ты кого под звездами подразумеваешь?
К.: Наших российских актеров, которых у нас считают звездами. Я просто считаю, что надо работать как там, на равных. 


Клим, а почему ты вернулся в Россию?
Могу сказать, что я очень ждал своего возвращения. Мне не очень нравилось жить в Штатах, я имею в виду быт, местный образ жизни. Тем более, когда учеба подходила к концу и я начал писать сценарии, то понял, что мне нечего сказать про американцев. Та Америка, которую я увидел, уже была показана в фильме «Красота по-американски». Так что все мои мысли, идеи так или иначе были связаны с Россией. Я себе уже живо представлял, как меня тут встретят. Да, я самонадеянно полагал, что только меня тут и ждали. Это всё песни про то, что нужны талантливые, молодые… В общем, в Москве у меня начался довольно сложный путь, который тогда почему-то казался мне очень веселым. 


И что ты делал? Как ты доказывал, что твои идеи имеют право на существование?
Я постоянно писал новые сценарии. Нельзя пять лет бегать с одним, даже если тебе кажется, что он гениальный. Надо иметь несколько, чтобы все они максимально отличались друг от друга. Так сказать, ты должен иметь пакет идей, по крайней мере так учат в Америке. Тогда есть небольшой шанс, что на какую-то из твоих работ и обратят внимание. Вот я и писал, на свои собственные деньги снимал короткометражки, которые показывали на каких-то фестивалях. Только так твое имя может стать знакомым для продюсеров и появится какая-то небольшая страховочка. В целом у Сони похожая история.


Соня, ты достаточно быстро доказала, что имеешь полное право называться актрисой, сценаристом. Расскажи, как получилось, что Сергей Александрович Соловьёв снял по твоему сценарию фильм «Одноклассники»?
Я написала новеллу, которая легла в основу будущего сценария, а сам сценарий фильма был написан в соавторстве с Соловьёвым, то есть мастер приложил к нему свою руку. Та самая новелла — мой первый короткометражный сценарий. У нас по режиссуре было такое задание — написать сценарий. Мне очень надо было что-то принести — сроки поджимали. И я написала историю где-то страниц на десять-пятнадцать, показала мастерам, им понравилось. Соловьёв сказал: «Здорово, нужно снимать». Он имел в виду, что это надо снимать мне, в качестве моей учебной работы. А дальше начались споры — мастер же курирует работу. Вот мы с Сергеем Александровичем и спорили, точнее, я с ним. Потом уже Соловьёву предложили участвовать в работе над киноальманахом «Одноклассники», он сказал продюсерам, что у него как раз есть одна подходящая история. Уже тогда он решил сам снять фильм по моему сценарию, а мне предложил сыграть в нем главную героиню. Представляешь мою реакцию? Так всё это и началось. Потом из-за разных обстоятельств фильм перерос в полный метр. 


Читайте полную версию интервью в журнале ОК! №48