О партнерстве, времени и истории, которая будет интересна всем, рассказал Борис Хлебников

Фильм режиссера Бориса Хлебникова «Аритмия» получил на «Кинотавре» Гран-при и приз зрительских симпатий, а исполнитель главной роли в этой картине Александр Яценко был награжден призом «За лучшую мужскую роль».

Олег (Александр Яценко) — врач скорой помощи. Его жена Катя (Ирина Горбачёва) работает на станции скорой помощи в приемном отделении. Олег трудоголик, он чересчур честный, он не может спасти весь мир и всех больных, но будет стараться, ссорясь с начальством и женой, с которой они перестали слышать друг друга. Живут каждый сам по себе, и, кажется, то время, когда они были счастливы, безвозвратно ушло. Катя предлагает развестись, но к такому повороту событий Олег оказывается совершенно не готов, он в принципе не очень понимает, «чем он ее обидел»... Про кризисы в семейной жизни снято немало картин. Эта история разворачивается на фоне сложных отношений добросовестных врачей к новым, доходящим до абсурда правилам в системе здравоохранения. Порой будет смешно, чаще грустно, а иногда и страшно — одним словом, два часа аритмии зрителю обеспечено. В прокат фильм выходит в сентябре.

Борис, зритель знает вас как мастера социальной драмы. В «Аритмии» тоже есть суровая российская действительность, но она уже не настолько сурова, как это было, например, в «Долгой счастливой жизни». И ваш герой уже не борется с системой, не пытается ее изменить, просто идет в каких-то важных для него вещах против течения. Вы стали сентиментальнее?

Нет, просто в этот раз передо мной стояла другая задача. Хотелось сделать историю человека, который вообще не борец. Он всего лишь очень любит свою работу. Обычно такая данность связана с тем, что всё остальное уходит на второй план. Это фильм о человеке, который делает свое дело, и это дело ему страшно нравится. Это может не нравиться его начальству, может не нравиться кому-то там еще, но нравится ему.

Изначально вы не планировали брать на главную роль Сашу Яценко, но в итоге роль всё равно досталась ему. Как это произошло? Он позвонил вам, или это вы поняли, что и в этот раз никто лучше Яценко с задачей не справится?

Саша такой человек, который никогда бы в жизни не позвонил первым. Просто из силы и деликатности своего характера. Но я не то чтобы не хотел снимать Сашу Яценко в фильме, изначально это была системная ошибка. Когда мы с Наташей Мещаниновой писали сценарий, то договорились, что нашему герою будет лет 27-28, то есть на десять лет младше Саши. Я перепробовал огромное количество актеров на эту роль, но никак не мог найти. Хотя не в них было дело, что они не подходили. Пока в какой-то момент мне не стало понятно, что 27-28 лет — это слишком мало для такой истории, для такого кризиса, в котором оказывается наш главный герой. И когда я это понял, то больше уже никому не звонил, а сразу предложил роль Саше. И больше никаких других вариантов мы не рассматривали.

В одном из ваших интервью вы сказали, что женские образы в ваших фильмах создаются только для обрамления главного героя. В этот раз всё иначе. Роль Иры Горбачёвой, кажется, не уступает по масштабу Сашиной?

Вы знаете, наверное, меня неверно трактовали. Наоборот, в «Аритмии» стояла задача показать такую героиню, которая категорически не была бы просто женой главного героя. Возможно, раньше у меня иначе получалось, но не сейчас. И из-за этого тоже долго шел кастинг. Лишь когда пришла Ира, она смогла найти правильную интонацию и создать нужный характер. Ее Катя — полноценный герой этой истории. У нее нет никакой корысти, это человек, который просто сильнее своего мужа и поэтому может делать какие-то резкие шаги. Именно она первая понимает, что в семье начался разлад, и решается об этом сказать.

Ира после показа фильма на «Кинотавре» призналась, что эта история ей очень близка: они с мужем тоже переживали непростые времена в своей жизни. А вам, раз уж вам интересна эта тема, она тоже близка? Вы же, как и ваши герои, работаете вместе с женой, она режиссер монтажа уже не в первой вашей картине.

Во второй. Смотрите, Юля была сорежиссером монтажа, главный режиссер монтажа — Иван Лебедев, с которым я всегда работаю. А кризисы переживают, на мой взгляд, все без исключения, у кого есть какие-то... качественные отношения. Это закономерно, этим наша история интересна, потому что она универсальна.

У вас самого есть рецепт преодоления таких вот кризисов?

Нет.

А вы в семейных отношениях — это Олег или Катя?

Конечно же, Олег. Знаете, давайте мы не будем углубляться в эту тему, потому что мне начинает казаться, что я на шоу у Малахова. Извините, пожалуйста.

Хорошо, тогда скажите, почему вам так интересно работать с Сашей Яценко. Недавно я делала интервью с Евгением Стычкиным, и он сказал, что уже в пятый раз снимается у Егора Баранова, потому что Егор не дает ему повторяться. У вас с Яценко похожая ситуация?

Нет, мне просто невероятно интересно всё про Сашу. Он тот самый человек, которого мне очень хочется описывать. И я в этом смысле никогда не брал за основу какие-то его личные истории, но почти всегда это было документальное кино, это всегда был Саша с его характером в каких-то предлагаемых обстоятельствах. Поэтому момент его разности меня никогда не волновал. И во многом из того, что мы делаем, это наша соавторская работа. Мне всегда хотелось, чтобы он больше транслировал себя, а не играл кого-то.

Многие режиссеры признаются, что в работе над фильмом самое сложное — это финал. Мы не будем рассказывать, как заканчивается эта картина, но интересно, у вас был другой вариант развития событий?

Были еще в самом-самом начале какие-то другие варианты, но если уж не вдаваться в детали, то наш финал — это очень подробная экранизация ролика, который мы с Наташей Мещаниновой взяли из YouTube.