5NIZZA: «Мы не вкладывали огромных денег и не работали с профессиональными продюсерами»

Участники группы Андрей Запорожец и Сергей Бабкин рассказали ОК! об истории своего успеха, о новом альбоме и планах на будущее. А также признались, почему распустили группу на 8 лет и что изменилось после воссоединения

Ольга Проскурина

Ребята, расскажите, когда вы стали заниматься музыкой?

Сергей: У меня всё началось еще в детстве, когда мама отдала меня в музыкальную школу по классу флейты. Тогда я впервые познакомился с музыкой и сразу втянулся в процесс обучения.

А почему выбрали именно флейту?

Мама решила, что это хороший инструмент. А еще флейта маленькая и легкая, что удобно. Я нисколько не жалею, что она сделала такой выбор. Теперь я умею правильно дышать и надолго задерживать дыхание. (Улыбается.) Позже я начал играть еще и на гитаре. Она висела у нас дома — отец в молодости любил играть. Однажды я обратил внимание на этот инструмент и попросил папу рассказать о нем. Папа же помог мне освоить какие-то азы. Когда я выучил несколько аккордов, начал играть во дворе. Со временем стал подбирать аккорды к чужим песням, а после писать свои собственные.

Андрей: А я не учился в музыкальной школе, но музыку тоже любил с самого детства. Сколько себя помню, всё время пел. Одним людям дано заниматься музыкой, другим нет. Видимо, мы с Серёжей из первой категории.

Когда у вас появилось желание писать собственную музыку?

С.: Свои первые серьезные песни я написал еще в институте, и мне понравился этот процесс. До восемнадцати лет я занимался лишь подбором аккордов к чужим песням, осваивая игру на гитаре. А группу я мечтал создать чуть ли не с самого рождения. Тогда мне казалось, что эта мечта недосягаема, но я всё равно к ней тянулся. Помню, в молодости сам делал обложки со своим именем и фотографиями, а потом клеил их поверх настоящих на музыкальные пластинки. Ставил их на полочку и радовался.

Сергей, не стыкуется. Мечтали о группе, а учиться пошли на театральное отделение. Почему в учебе предпочтение отдали актерскому мастерству, а не музыке?

Потому что актерское мастерство я тоже любил с малых лет. Любовь к сцене — это что-то врожденное, из той жизни, наверное. Я всегда хотел служить в театре и не задумываясь отвечал, что он на первом месте, а музыка — это всего лишь хобби. Но сейчас я повзрослел и признаюсь себе и вам, что музыка для меня вышла на передний план. После семьи, конечно. В какой-то момент музыка заполнила меня и театр уступил ей место. Я трачу на нее практически всё время.

А в театре я играю раза два в месяц. Теперь мое хобби — театр, а профессия — музыка. Я не очень люблю называть себя музыкантом. Звучит слишком серьезно. Так что просто говорю, что занимаюсь музыкой.

А как вас называть?

Автор-исполнитель. Но не музыкант. Я считаю, что это слишком громко. Музыкант — это Чайковский.

Андрей, а когда вы начали писать песни?

А я уже и не помню, когда это было. Я живу одним моментом. Вдаваться в воспоминания и детали — это не по мне. Скажу только, что песни мы с Серёжей сочиняем чаще всего спонтанно. Бывает, он приносит уже готовые припевы. Но обычно мы берем гитару и всё происходит как-то само по себе, в процессе импровизации.

Как из этого процесса получилась группа 5’NIZZA?

С.: Давай я расскажу с самого начала. Я тогда занимался в лицее искусств и на переменах бегал в гитарный класс, чтобы немного поиграть. Именно там мы с Андреем и познакомились. Однажды он подошел и я показал ему, что умею. А он продемонстрировал свои вокальные данные. Мы быстро нашли общий язык и начали играть и сочинять вместе. Выступали на школьных праздниках, исполняли свои песни вперемешку с известными чужими. Но у нас еще не было понимания того, что мы группа.

Когда это понимание появилось?

С.: Как-то мы с одной нашей общей знакомой пошли гулять. Все надели красные одежды, вышли фотографироваться. Потом зашли домой, и она вдруг говорит: «А какой сейчас день? Пятница? Назовитесь «Красной пятницей»!» Потом первое слово убрали, чтобы не вызывать ассоциаций с группой «Красная плесень». Осталась просто «Пятница». Затем Андрей переработал это в 5’NIZZA, так и прижилось. Когда у нас появилось название, появилось и понимание, что мы группа.

Когда к вашим песням впервые проявили интерес?

Это было на «Казантипе», мы сидели на берегу и пели у костра под гитару.

А.: Мы исполняли наши песни, в которых проглядывался легкий налет западной музыки, о которой тогда еще мало что было известно. Может, именно это и вызвало к нам столько внимания.

С.: Долго играли, а потом подняли головы и увидели, что вокруг собралась целая толпа, нас все снимают и фотографируют. После этого мы вернулись домой и поняли, что наши песни интересны людям, а значит, их нужно записать. У нас на тот момент было всего тридцать долларов, поэтому с записью в студии мы должны были управиться за полтора часа, что мы и сделали. Помню, я бегал тогда на базар, покупал пластмассовые коробки для дисков. Мы с Андреем сами придумывали обложку. А потом с этими дисками мы вернулись на «Казантип», это был 2002 год. Там познакомились с продюсером и музыкантом Эдуардом Шумейко. Мы ему приглянулись, и он договорился, чтобы мы сыграли на главной сцене. Это было первое серьезное выступление группы 5’NIZZA. Тогда нас заметили.

А.: Слушая эту историю, я понимаю, что сейчас такое практически невозможно. В то время был какой-то информационный голод, всего было меньше. Сегодня проявить себя куда сложнее. Люди стали больше смотреть, чем слушать. Когда мы начинали, всё было наоборот. Ведь 5’NIZZA — удивительный проект, феномен. Мы не вкладывали огромных денег и не работали с профессиональными продюсерами. При таком раскладе очень редко добиваются успеха. Это сейчас, когда люди поняли, что на этом можно зарабатывать, появилось много различных групп, которые снимают дорогущие клипы к своим песням, чтобы привлечь внимание. И почти все хотят прославиться в одночасье.

А у нас всё было достаточно бестолково, мы долго даже клипы не снимали. Я сам поражаюсь, как у нас всё получилось. Я смотрю на эту историю как на интересную сказку, которую едва ли можно повторить в современных реалиях.

Какое продолжение было у сказки после выступления на «Казантипе»?

С.: Потом мы встретились с Эдуардом Шумейко на фестивале в Киеве. Он предложил нам поехать с концертом в Москву. Как это в Москву? Уже? Но, отбросив испуг, мы согласились. Было несколько концертов в небольших клубах, в которые с каждым разом приходило всё больше людей. И чем больше становилось слушателей, тем больше мы влюблялись в свое дело. Мы были рады, что у нас всё получается, что мечты сбываются…

…От маленьких клубов до концерта в Крокус Сити Холле 19 мая.

А.: Расскажи нам о таком в молодости, ни за что бы не поверили. На этом концерте состоится презентация нового альбома «КУ», родившегося после возрождения группы. Мы собираемся удивить людей, подготовили новую программу выступления. Кардинальных изменений не обещаю, но мы постараемся выступить максимально хорошо. Нас всегда любили за то, что мы полностью выкладываемся на сцене и заряжаем зал энергией.

А что означает название альбома?

С.: Мы долго думали, как озаглавить альбом. Было много вариантов, но остановились на этом названии, оно прикольное и емкое. По-своему странное и загадочное, как и мы сами. (Смеется.) Это наш третий альбом, я много лет его ждал. У группы должно быть хотя бы три альбома. Два — это несерьезно. 5’NIZZA пропадала на восемь лет, и «КУ» — это наше приветствие!

Расскажите, почему в 2007 году вы распустили группу?

С.: Тяжело, когда в группе два человека и нет фронтмена. У нас нет первого и нет второго по важности человека, мы равны.

А.: То, что в группе нет лидера, — это интересный вариант сотрудничества, но весьма неудобный для всех.

С.: Нелегко во всем всегда находить золотую середину. Мы с Андреем совершенно разные люди! В итоге кому-то захотелось одного, кому-то другого. В критический момент мы приняли решение, что нужно остановиться. Пожали руки и сказали, что нужно отдохнуть друг от друга. Разошлись мы друзьями. Каждый занимался своим делом, экспериментировал, пробовал. Эти восемь лет прошли совсем не зря для каждого из нас.

Вы так гармонично работаете вместе. Не подумал бы, что вы такие разные.

С.: Я рос на отечественной музыке, а Андрей на западной. Я занимался в музыкальной школе, а Андрей в нее не ходил, но пел в хоре. Чтобы добавить живости, я допускаю какие-то погрешности и неопрятности в творчестве, ведь оно создается живыми людьми, а они неидеальны. Я считаю, что всё настоящее должно иметь изъяны. А Андрею, наоборот, нравится, чтобы всё было идеально, без шероховатостей. Так что мы разные в музыкальном воспитании. Но вся прелесть в том, что два таких человека всё же находят точки соприкосновения и рождают нечто общее. Это парадокс, который дорогого стоит. И в этом вся 5’NIZZA.

А кто инициировал возрождение группы спустя восемь лет?

А.: Всё это время на улицах и в социальных сетях к нам обращались с просьбой вновь собрать группу. Честно говоря, всё произошло спонтанно.

С.: Мне кажется, всё случилось благодаря нашим женщинам. Года за два до возрождения коллектива они начали спрашивать, почему же мы вновь не соберем группу. Ведь люди постоянно писали и просили возобновить музыкальную деятельность. Даже спустя столько лет они еще надеялись, что мы с Андреем вновь будем выступать вместе. Люди ждали этого. «Пятничная» культура не исчезла, она всё это время жила. И вот наши женщины начали нас подталкивать друг к другу. Первое время мы упирались, говорили, что всё уже прошло, мы другие и ничего не вернуть. Но они не отступали, объясняя нам, что ни у кого не получается делать такую музыку. А мы ведь действительно ни на кого не похожи. Ниша, которую мы заполняли, после нашего ухода так и осталась незаполненной. Вылезали разные клоны, но всё это было не то. В итоге я все-таки прислушался к этим словам.

И вдруг как-то утром, когда Андрей отводил дочь в садик, мы совершенно случайно встретились в центре Харькова. Я спросил, могу ли я прийти к нему в гости, посидеть, поболтать, чайку попить. Я пришел, но чай мы долго пить не смогли, на разговоры нас тоже надолго не хватило. Тогда мы достали гитару и тут же написали песню. Поняли, что всё на месте. Всё осталось, всё есть, химия работает. Потом встретились на следующий день — написали еще одну песню. И так за неделю написали пять песен, после чего поняли, что группу нужно возрождать.

А.: Мне показалось, что будет интересно попробовать еще раз и продолжить спустя столько лет, ведь мы довольно сильно изменились за это время. Мы повзрослели и сформировались как два очень разных человека, которые всё еще как-то находят общий язык. Хотя и не всегда. (Улыбается.)

Что изменилось после многолетней паузы? Вернулась старая добрая 5’NIZZA или появилось нечто другое?

С.: Определение «старая 5’NIZZA» отлично подходит. (Смеется.) Мы стали, прежде всего, на десять лет старше. Это не та молодая 5’NIZZA, которая была в 2002 году. Принцип остался тот же, юмор тоже. Но некоторые детали всё же изменились. Раньше было много песен, где могло быть всего два аккорда, сейчас всё немного сложнее.

А.: В техническом смысле мы научились чему-то новому, теперь делаем всё более профессионально. Мне кажется, в стилистическом плане мы тоже немного изменились. Мы стали спокойнее. У нас больше нет той яркой и грубой энергии, как раньше. Но мы в любом случае продолжаем дурачиться и играть роли клоунов, которых играли раньше.

Для кого вы «дурачитесь»? Кто стал вашим слушателем после возрождения группы?

Мне самому хотелось бы это понять. Когда на концерте сто человек, ты понимаешь, кто перед тобой. А когда счет идет на тысячи, сложно понять, кто твоя публика. Сейчас я смотрю на людей на танцевальной площадке и вижу, что многие из них моложе меня. А значит, мы до сих пор актуальны и интересны. Значит, люди приходят не просто поностальгировать. Наши песни зацепили большой пласт совершенно разных людей.

Куда сейчас держит курс ваша группа?

С.: Рад бы поделиться, но сам еще не знаю. Пока всё внимание приковано к туру по России и Украине, посвященному презентации нового альбома. Мы практически никогда ничего не планируем.

А.: Это правда, у нас нет долгосрочных планов. Сегодня мы снова играем, и у нас это получается. Завершим тур — сделаем перерыв. Нужно определиться, что делать дальше. У каждого из нас есть свои проекты, так что будет неправдой сказать, что мы оба с головой погружены в группу 5’NIZZA. В следующем году планируем поехать с туром в Америку. А что будет дальше — никто не знает.

Текст: Алексей Логвинченко. Фото: Ольга Проскурина. Грумминг: Юлия Пепеляева