Елена Борщёва: «Я, конечно, уже не та девочка из КВН»

«Я играла в КВН только ради замужа, и теперь стою я здесь, а все девки там уже», — пела Елена Борщёва на сцене КВН в начале 2000-х. И все-таки своего будущего мужа, Валерия Юшкевича, она действительно встретила на одной из игр.

Алексей Константинов

Потом супруги переехали в Москву, чтобы Елена смогла начать карьеру в шоу-бизнесе. Это ей удалось довольно быстро: Наталья Еприкян почти сразу же позвала актрису в шоу Comedy Woman. Но теперь и этот проект, вместе с образом некрасивой глупой девушки, остался для Елены в прошлом: она готовится воплотить в жизнь свои собственные идеи.

Eлена, чем вы занимаетесь после ухода из Comedy Woman? Сидите дома с годовалой дочкой?

У детей есть няня, так что я работаю. Мы с моей командой придумали несколько проектов для телевидения, но сейчас, в связи с кризисом, одному Богу известно, когда они запустятся. Еще мне хотелось бы получить хорошую роль в кино или сериале. Однажды я снялась в фильме, который называется «Что творят мужчины 2». Роль в нем была написана под меня, поэтому, я считаю, всё получилось очень удачно. Кроме того, продолжаю собственные наработки: веду кулинарное шоу «Повариха-ха» и мастер-класс «Как развить в себе чувство юмора».

Разве чувство юмора можно развить?

В ином случае я бы не проводила такие тренинги. (Улыбается.) На мастер-классах я рассказываю слушателям про схемы, приемы, различные фишки, которые помогают раскрыть себя. У нас проходят интерактивные игры, где каждый пробует придумать свою шутку. Не у всех, конечно, это получается с первого раза. Я всегда говорю, что для развития чувства юмора нужно постоянно искать смешное вокруг себя. У человека нет гена, который отвечает за умение шутить, и это не передается по наследству. Это результат образа жизни и окружения человека.

В свое время я была большой поклонницей «Сборной Пятигорска», за которую вы играли. И прекрасно помню ваш сценический образ в КВН. Теперь вы стараетесь от него отойти?

Я, конечно, уже не та девочка из КВН. Теперь я женщина, которая следит за собой, у которой есть дети, которая оберегает свой быт и семью, занимается спортом, интересуется модой и бьюти-новинками. Хотя вот моего мужа до сих пор иногда спрашивают: «Ты, наверное, Лену увидел по телевизору и влюбился?» А он отвечает: «Как можно было влюбиться в образ некрасивой девушки, которая постоянно тупит?» (Смеется.) В какой-то степени я действительно стала заложницей своего образа. Недавно даже окончила актерские курсы, чтобы это переломить.

Я прочла где-то, что изначально вы, переводчик по профессии, вообще довольно скептически отнеслись к предложению выйти на сцену…

Так и было. Но это мнение быстро изменилось. Меня поймут те, кто когда-либо выступал. Энергетика зрительного зала и реакция людей — это своеобразный наркотик. Изначально я даже не предполагала, что со мной может произойти что-то подобное. Я никогда не думала о какой-то там славе. А в университете начала вести активную социальную жизнь и играть в КВН, чему все близкие очень удивились.

В своей команде вы были единственной девушкой. Нелегко, наверное, вам приходилось?

Как раз недавно я встречалась с ребятами, и они сказали: «Представляешь, мы тогда думали, что ты странная на всю голову». Как-то мы приехали на гастроли в Хабаровск. Никто из нас раньше в этом городе не бывал. Едем в автобусе с вокзала, до выступления два-три часа, и тут я говорю водителю: «Остановите вот здесь». И парням: «Всем пока, увидимся на концерте». Они теряют дар речи, не понимают, что происходит… А дело было в том, что у меня в Хабаровске жила подруга, которую я заранее попросила записать меня на маникюр-педикюр. Она меня и встретила. Мы ехали целых пять дней, надо же было привести себя в порядок! Потом уже ребята мне рассказали, что страшно перенервничали: «Мы боялись, что ты не придешь, как же без тебя концерт?» (Улыбается.) А в целом у нас было принято друг друга подкалывать. Обычно выбиралась одна жертва, и над ней все начинали шутить. На самом деле для юмориста это самое лучшее упражнение, потому что придумывать, как парировать, нужно очень быстро.

Вы тоже были такой жертвой?

Первое время — всегда. Как-то мы поехали играть в пейнтбол, и все буквально с первых минут стали целиться в мою пятую точку. «Убили» меня всеми красками сразу. И поиграть не дали, и синяков наставили. (Улыбается.)

Елена, а по профессии переводчика вы так и не поработали?

Был период, когда я занималась преподаванием — и частным, и в языковой школе. Думала даже стать учителем в школе, но после практики поняла, что мне тяжело выполнять рутинные бумажные дела, составлять планы, отчетности и так далее. Потом я год поработала в испанской фирме специалистом по внешнеэкономическим связям — вела переговоры с дистрибьюторами испанских продуктов в России, организовывала встречи, ездила на выставки.

Свою специальность вы выбрали сами, или родные как-то повлияли?

В свое время я поступила на факультет перевода, потому что очень хотела изучать испанский. Мой папа родом из Панамы, где говорят на этом языке, и мне было очень интересно. Моя бабушка, уже покойная, была врачом, и если бы она поддержала, то, может, вместо этого я бы пошла в медицинский. Но ей эта идея не понравилась. Мама же хотела, чтобы я ориентировалась на работу за границей. В конце концов мой путь все-таки определился сам собой. Я очень благодарна маме, которая меня всегда поддерживала. Я вообще считаю, что родители не должны направлять детей всю жизнь. Нужно их подталкивать и помогать им, а не указывать, что делать.

А вы какая мама?

Не позволяю детям делать только то, что они хотят. Нельзя им совсем расслабляться. (Улыбается.) Старшей, Марте, я стараюсь на своем примере показывать, какие у нее есть возможности. Например, мне бы хотелось, чтобы она, помимо родного, знала как минимум еще два языка. Когда мы путешествуем, Марта видит, что я общаюсь с людьми по-английски и по-испански, и понимает, что это необходимо. Но ей пока рановато учить оба языка, нужно еще подрасти. Для изучения языка важна мотивация и возможность общаться с носителями.

А сама Марта что думает по поводу своего будущего? Кем хочет стать?

Когда она была совсем маленькой, то видела себя феей или русалкой. Тяжелый выбор! (Смеется.) Сейчас она интересуется рисованием, говорит, что хочет быть дизайнером. Пока мы пришли к решению поступать в художественную школу. Посмотрим, не пройдет ли у нее это желание. Еще дочь занимается спортом. Сейчас это баскетбол, раньше был теннис, плавание. Не ради профессиональных спортивных достижений, а в режиме «для здоровья».

Скажите, ваши дети знакомы со своим дедушкой из Панамы?

Мы ездили туда всей семьей два года назад, чтобы познакомить с ним Марту. А так общаемся в основном через Интернет. Часто наведываться не получается, потому что курс доллара высокий и расстояние большое. Сам папа планирует приехать к нам в ближайшие пару лет. Поэтому своих белорусских бабушку и дедушку Марта видит чаще. Моя мама тоже живет не очень близко, в Нальчике, но она собирается приехать на день рождения Умы в апреле. Может, и мой застанет.

Елена, со своим папой вы познакомились, уже будучи взрослой. Как налаживали отношения? Удалось ли это в полной мере?

В полной, наверное, нет, потому что это была встреча двух взрослых людей. Папа не имел возможности участвовать в моем воспитании, он получил уже готовую дочь. Ему оставалось только принять меня такой, какая я есть. С моей стороны, это тоже было принятие, потому что я себе настроила иллюзий, а всё оказалось немного иначе. Но вообще я нашла в отце всё то, о чем говорила мне мама: он хороший и добрый. И мои сводные братья очень хорошо воспитаны — вижу, что отец ими занимался. Вообще в Панаме ценности, как на Кавказе: семья, дети — это святое. Поэтому вся моя панамская семья приняла меня с распростертыми объятиями. Понятно, что я живу далеко, приезжаю редко, но тем не менее.

Лет десять назад кто-то из «Сборной Пятигорска» прямо со сцены объявил, что Елена Борщёва вышла замуж. Вас с супругом свел КВН?

Можно и так сказать. У меня в свое время была такая песня: «Я играла в КВН только ради замужа, и теперь стою я здесь, а все девки там уже». Вот слова из этой песни и материализовались. Валера подошел ко мне после нашей победной игры, поздравил. Мы познакомились, обменялись телефонами. Он сам в КВН тогда не участвовал — приехал поддержать команду РУДН, в которой когда-то играл. Позже признался, что ему просто было интересно узнать, какая я в жизни и можно ли со мной вообще о чем-то поговорить. Это опять к вопросу о моем образе. (Улыбается.)

После встречи с будущим мужем вы еще долго гастролировали. Как он к этому относился?

Года три-четыре мы еще выступали... Ну, он знал, на ком женился. Первое время, когда меня на улице узнавали и тащили фоткаться, он напрягался, но потом привык. Вообще хочу сказать своему мужу большое спасибо. Дело в том, что переезд в Москву был моей идеей. Я всегда мечтала жить в столице, потому что здесь всё телевидение и все проекты. А Валера ехать не хотел. Он работал на Севере, занимался разными спортивными мероприятиями и был вполне доволен жизнью, а тут я со своей Москвой. Конечно, у него возник вопрос: «А что, если проектов не будет?» Я отвечала, что у меня есть профессия и я в любом случае найду чем заняться.

Но долго искать вам не пришлось...

Да, новость о моем переезде быстро разнеслась в нужных кругах. Вскоре мне позвонила Наталья Андреевна и сказала: «Мы начинаем новый проект, не хочешь попробовать?» Вот тогда я и попала в структуру Comedy Club. Но сначала заработков практически не было: все деньги шли на раскрутку. Семью содержал один Валера. Он и сам много работал, и еще приходил ко мне на съемки, чтобы поддержать и посмеяться над нашими номерами. Вот за эту поддержку я ему бесконечно благодарна. Кстати, многие думают, что он мой директор или что-то в этом роде. Директор у меня, конечно, есть, но это не Валера, а Александр. С ним мы работаем уже почти четыре года. А Валера фитнес-тренер. Правда, за советом я к нему всё равно часто хожу. Обычно это касается общения с людьми, потому что я, например, в детстве больше читала книжки, чем общалась с людьми, а у него этот навык развит лучше.

Как вам с мужем удается совмещать работу и семью? Кто отвечает за дом?

Что касается работы, то мы с Валерой хоть и стараемся быть на выходных дома, оба бываем заняты в любой день недели. По дому обязанности в основном на мне, но каких-то жестких правил у нас нет, мы люди гибкие. У некоторых всё расписано по минутам — и работа, и домашние дела. Особенно в том, что касается детей. Вроде этого: «О боже, уже три минуты, как ребенок должен спать!» В этом плане мне очень повезло. Знаю семьи, где мужья просят каждый день разнообразный свежеприготовленный ужин. А жены тут же бегут за мясом: «Он же скоро придет, у меня ничего не готово!»

Дайте угадаю: ваш муж готовит сам?

Мы вместе готовим. Правда, больше по праздникам или по выходным, когда к нам кто-то приезжает. В последнее время это бывает нечасто, все-таки у нас маленькая дочка: тяжело, когда нужно и ребенка уложить, и гостям время уделить. Да, давно уже не было у нас шумных посиделок. (Вздыхает.) Ну ничего, скоро будут. Тема еды у нас в семье на особом месте. Мы стараемся правильно питаться. И старшая дочь тоже. А то бывает, детей так раскармливают в детстве, что потом, когда наступает переходный период, у них сплошные комплексы: «Я толстый, я прыщавый»… Да и я после рождения второго ребенка поняла, что после тридцати чудес не бывает и для того, чтобы вернуться в форму, нужно пахать.

Так и не скажешь. Вы всегда были очень стройной.

Надо сказать, когда старшей дочери исполнилось месяцев шесть, я вдруг поняла, что у меня не просто ушли лишние шестнадцать килограммов, но и что я стала худее, чем до беременности. Притом я для этого даже ничего не делала, только занималась дома физкультурой с гантелями и старалась не есть на ночь. После второй беременности таких мер оказалось уже недостаточно. Сейчас у меня стоит задача скинуть еще четыре килограмма.

Означает ли это, что у вас какая-то особая диета?

Нет, как уже сказала, просто слежу за питанием. Ем я практически всё, потому что сидеть на одной гречке нельзя. Но приходится тщательно считать калории. Когда только начала это делать, то поняла, что в основном набирала вес из-за сладкого — я же страшная сладкоежка. А ведь вместо тортика можно съесть пять килограммов огурцов и два килограмма мяса! При этом важно не запрещать себе категорически, иначе через месяц можно сорваться и уйти в сладкий запой. (Улыбается.) И к тому же я активно занимаюсь спортом. Мой муж меня тренирует. Так что мое убеждение: не должно быть временных диет и занятий, нужно просто всегда держать себя в руках. Вот перед нашей с вами встречей я съела куриную грудку с салатом. А сейчас поеду в фитнес-клуб.

Не думаете ли немного отойти от юмористических шоу и запустить какой-нибудь проект — например, в сфере красоты?

У меня в голове, конечно, есть некоторые идеи. Я с интересом слежу за новинками и как публичный человек очень часто принимаю участие в мероприятиях, показах, оценке той или иной продукции. Так что, думаю, тут у меня всё еще впереди. Но все-таки мои новые проекты будут завязаны на юморе. Во-первых, зритель воспринимает меня именно в таком ключе. А во-вторых, я считаю, что это мое призвание. (Улыбается.)

Стиль: Галина Белова

Макияж: Екатерина Комкова/FORUM MUA

Прически: Елизавета Свитец/Goldwell