Константин Крюков: «Даже самого плохого персонажа надо оправдать»

Выходит в эфир сериал Star Media «Культ», где одну из главных ролей, причем руководителя тайной секты, играет Константин Крюков.

DR

Действие происходит в далекой жаркой стране Вендора, куда герои истории приезжают спасать своих родных и близких из секты «Моментум»: Марк и Надежда Любавины (актеры Дмитрий Марьянов и Татьяна Арнтгольц), у которых в секту попали сыновья (актеры Дмитрий Бикбаев и Артур Сопельник), Дарья (актриса Анастасия Клименко) играет обеих сестер-близняшек, одна из которых также оказалась в секте, Анна (актриса Алина Сергеева) хочет уговорить брата своего погибшего мужа подписать документы, позволяющие ей вернуть сына, (роль Андрея исполняет актер Артур Бесчастный), Михаил Сельвинский (актер Андрей Зиборов), который вел дело Левински и не смог отстоять его права, пытается спасти из секты дочь Ким (кубинская актриса Лаура Алеман) и конечно же бывший спецназовец Оскар (актер Валерий Николаев)…

Учителя, руководителя секты Эдуарда Левински, преследующего свои корыстные цели, играет Константин Крюков.

Задам очень простой и, может даже, наивный вопрос: про что кино?

В той сюжетной линии, где мне отводится роль учителя и наставника – про секту «Моментум». Когда я летел на съемки на Кубу, читал книгу «Антология сект». Там описаны очень многие примеры таких сообществ и, что было интересно мне, их лидеров. С одной стороны, они добрые люди, их книгами зачитываются, у их идей множество последователей, но за улыбкой скрываются порой отнюдь не добрые помыслы. Прочитав много всего про «учителей», я понял – это бизнес, – рассказал Крюков. - Мне очень понравилось история Ошо. В свое время все девушки моего института им зачитывались, да и сегодня он очень популярен. Мне было интересно кто он, что он, откуда возник. Знаете ли, у него отличное чувство юмора. Известен такой факт, например, он купил 98 Rolls-Royce только для того, чтобы доказать западным людям, что духовный человек тоже может быть состоятельным, обеспеченными, иметь материальные тому доказательства - то есть по их меркам ущербным.

Много есть и других интересных персонажей. Другое дело, как это все отражается на окружающих людях… Чужие судьбы ломаются, люди умирают… Надо быть очень сильным человеком, чтобы все это организовывать, зная обо всем этом. И представляете, настолько быть уверенным в своих убеждениях! Ему надо очень сильно и очень искренне ошибаться. Так что, мне кажется, наша история очень достоверная.

Ваш герой – Эдуард Левински тоже учитель, организатор секты. Какими качествами Вы его наделили?

Это очень интересный проект, а согласился на него именно из-за роли Эдуарда. Всегда интересно играть отрицательных героев, а тех, которые не жанровые, а приближенные к жизни, особенно. Это не «джокеры» со сверх-способностями, а реальные люди.

Любого даже самого плохого персонажа с актерской точки зрения надо оправдать, понять, почему он так делает. У нас с режиссером была интересная беседа, и Олег Фесенко (режиссер) здесь сильно мне помог в понимании Эдуарда, который чувствует себя чуть ли не правовестником - настолько он уверен в своей правоте - что человеку надо дать возможность, если он хочет уйти из жизни и нельзя этому препятствовать, надо дать ему это сделать спокойно. И при этом он дает другим людям возможность жить. Он странный, очень двойственный персонаж, как будто две противоположности живут в одном человеке. При этом, он запросто может оправдать любой свой поступок – от убийства и до спасения. И что самое удивительное, огромное количество людей ему безоговорочно верят и считают чудом из чудес.

Боже, как же он дошел до жизни такой, до такой философии, а главное, как настолько уверовал в свою правоту!?

История такая. Он человек образованный и перфекционист. Долгое время он искренне занимался своим любимым делом – пытался лечить людей и их внутреннее устройство для того, чтобы они, грубо говоря, отменяли свое решение уйти из жизни. Он этим занимался и был выдающейся единицей. Но как это нередко бывает, в какой-то момент что-то щелкнуло в его голове и он наглухо разочаровался во всей этой науке. Потому что спасенные держатся 3-4-5 лет, а потом все равно делают то, что задумали уже давно.

От таких разочарований люди меняются, и Эдуард – может кто-то его надоумил, может он сам что-то понял, сам в это реально и искренне поверил. И что интересно, есть сцены, где он реально пытается людям помочь. Он реально работает с людьми, а если ничего не получается, то тогда ничего не получается.

И он вновь разочаровывается…

Я бы хотел, чтобы он в итоге понял, как во всем был не прав. С таким напором, с такой решительностью, как у него, он, наверно, должен был бы застрелиться. Ни кто-то должен его убить, а он сам, абсолютно разочаровавшись в себе, просто застрелиться.

Эдуарду некого бы было наставлять, если бы люди не шли в секту. Почему они идут в подобные организации?

Разные люди и разные причины, но всегда какие-то духовные проблемы и трудности в их решении, когда люди испытывают голод – информационный, душевный, коммуникационный. Эти организации - очень грамотно устроенные институты, коммерческие проекты, серьезные налаженные бизнесы, где работают специалисты: затаскивают, убеждают, переубеждают, внушают иллюзии новым адептам. Может, конечно, и есть где-то люди убежденные, но о них никто не слышит, а все остальные деньги зарабатывают.

Замечу, на поломанных жизнях…

Есть такая штука – ответственен ли человек, который продал наркотики, за передозировку? Вроде человек сам пришел, сам денег дал и сам с дозой не рассчитал и от этого умер… но если бы тот не продал, этот бы не умер... И это долгая история. Нельзя опрометчиво говорить, кто виноват, а кто нет. В нашем потребительском обществе люди скучают по чему-то духовному, хотят что-то понять. Где-то есть хоть сколько-то духовности, но больше, конечно, обманывают, поддерживают на допингах и зарабатывают деньги. «Моментум» - иллюстрация этой системы, но в сектах все гораздо хуже. И мне очень бы хотелось, чтобы мой Эдуард стал олицетворением этого, вызывал бы человеческое отвращение как к этим системам целиком, так и к их возможным лидерам.

Каждый герой, даже отрицательный, имеет право на любовь. Эдуарду это чуждо?

Его взаимоотношения с Нари (доктор, работает в «Моментуме», чрезвычайно предана левински, исполняет любую его волю) могут показаться любовным увлечением… Он, скорее, ее держит на крючке любовных отношений, но ему и она, их отношения совершенно безразличны. Ему на данный момент другое интересно. У нас есть хорошо выстроенная история – мы энное количество раз показываем, как он общается со своими «детишками». И эти сцены очень на грани, кажется, вот-вот будет что-то с сексуальным подтекстом, а затем становится понятно: нет, он вообще не об этом. Именно сейчас он реально пытается помочь человеку. Поскольку персонаж отрицательный, от него ожидают ужасов-ужасов. Вся сцена идет к тому, например, что сейчас он убьет жертву, либо начнет совращать, но вдруг происходит что-то совсем неожиданное – он берет ее на руки и выкидывает в холодный бассейн.

Нари, насколько я знаю, играет кубинская актриса Амелия Рейес Как вы с ней находили общий язык?

Сложновато. Нам приходилось говорить на кубинском, им на русском…

У меня текст был написан на русском, на испанском и транскрипция с испанского. У них тоже, только русские слова написаны латинскими буквами. Хорошо, что есть перевод и ты понимаешь смысл сказанного, потому что если бы ты еще не понимал, о чем это… Очень сложно играть смысловую нагрузку, когда ты пытаешься выговорить неизвестно что и неизвестно как. Мы долго с Амелией гоняли текст перед нашими сценами, она мне помогала, я ей.

Поскольку партнер не понимает, когда договорит фразу, если он говорит на чужом языке, а мы не понимаем, когда вступать, если актер говорит на своем родном. Я же не могу и его текст запомнить, который я тоже не понимаюJ)!

Так можно знак подать!

Мы так и делали. Иногда договаривались об интонации или партнер делает тебе знак, подмигивая, например, что пора и тебе сказать свое слово.

Моя партнерша Нари в тот день, когда у нее было много испанского текста, придумала себе такую вещь – она руку держала у верхней губы и закрывала рот. На родном языке она увлеклась и шарашит себе, а я слушаю и думаю, когда она закончит? В какой-то момент она убрала руку, и я понял, вот теперь мне и надо говорить. Слава Богу, что в кино есть озвучка, так что можно было все непреднамеренные языковые ляпы исправить. Главное, чтобы было достаточное количество слов и слогов, Можно даже сказать неправильно слово, но с нужным количеством слогов. А если будет 5 слогов вместо 7 или наоборот, уже никакая озвучка не поможет.

А как другие общались между собой, например, режиссер с актерами?

Скорость процесса и степень взаимопонимания зависит от быстроты работы переводчика. Но даже без знания языка, режиссер-постановщик Олег (Олег Фесенко – прим. автора) или второй режиссер Наташа Кабанова говорят им что-то по-русски, а ему отвечают на испанском. Никто ничего бы не понимал вообще, если бы не наши много численные переводчики - потому что Олег, например, говорил об эмоциях, а актер - о мизансцене. И тем не менее все складывалось очень классно, и за этим было очень интересно наблюдать.

Каждый проект по-своему уникален, дарит новый опыт, новые знакомства. Какие подарки преподнес «Культ»?

Я здесь познакомился с режиссером Олегом Фесенко. В самый первый день моего прилета сюда мы с ним долго обсуждали моего персонажа. Он меня снабдил огромным количеством информации и своих размышлений по поводу моего персонажа. Я получил очень интересный опыт работы. Многих стиль Олега шокирует. Он практически не дает репетировать, так как мы снимаем в квази-репортажном жанре. Перед каждой сценой мы должны точно понимать, что мы знаем текст и можем его «раскидать», особенно с кубинскими актерами. Если это есть, то нас впускает в декорацию, и наша задача подстроиться под камеру и просто реагировать на происходящее. Кто куда встанет, куда пойдет, это все заранее не обговаривается. Для меня это впервые!

Почему так? Зачем?

Наверно, это имеет смысл, потому что у тебя рождаются очень живые реакции на вещи, поступки. И ты себя ведешь более естественно нежели, чем это была бы отрепетированная «балетная» постановка. При этом режиссер может объединить несколько сцен и получается, что за раз снимается минуты 4. Это долгая история, и ты понимаешь, что тебе в этих 4-минутах надо как-то разнообразить свое нахождение в пространстве, потому что иначе, ты будешь просто стоять на месте и говорить с партнером. От этого возникает 150 разных, иной раз странных, вариантов перемещений, и все постепенно приближается к жизни.

Еще он очень любит не говорить стоп! А мы же не можем сами себе дать эту команду и начинаем импровизировать: текст-то кончился, и дальше в сценах с Нари, например, я вообще не понимаю, что она говорит! А она вообще не понимает, что я говорю… Из этого получаются наверно очень смешные сценки. Однажды Олег подошел ко мне перед кадром и предложил: давай мы стопиться не будем, а ты попробуй разыграть, что у вас есть какие-то чувства мужчины и женщины. И соответственно, я после окончания сцены начинаю переходить на мужчина-женщина, а Амелия не знает, что я ей говорю, и двигает дальше свою историю: «нет лекарства, Боже, что же делать!?» А я ей: «Нари, я так давно о тебе мечтал, ла-ла-ла…»

Съемки сериала проходили на Кубе. Откладывает ли это отпечаток на актеров, съемочный процесс?

И еще какой! Там так жарко и влажно – дышать получается с трудом, не то что просто «очень тяжело» снимать! Но есть и плюсы: можно избежать гримерного перфекционизма, когда все с идеальными лицами. Наша естественная изможденность очень подходит по картинке – дело же происходит в какой-то некоей жаркой стране, и наши герои в постоянном напряжении, уставшие.

Есть ли у Вас ежедневные ритуалы? Откуда черпаете силы для нового дня?

Вспоминая Кубу. Кубинские ритуалы… Вечером можно посидеть посмотреть на закат, выпить чаю и выкурить сигару. Пока вы здесь, можно их курить и наслаждаться, они здесь великолепные! А если я бываю где-то у воды, то обязательно хожу на берег. И всегда обязательно пью чай, который привожу с собой. И еще здесь выработалась привычка: смотреть, под чем ты стоишь. Мы снимали в одном местечке, где были огромные пальмы, а с них может упасть не манго и не кокос, а лист, равный ветке огромного дерева, если он упадет рядом - земля затрясется. Зато на этих же пальмах растут манго! Ты можешь остановиться, нарвать манго и поесть их вдоволь. И еще у них куча кокосов, но почему-то их в курортных местах не продают, не вскрывают… видимо, относятся к ним как к мусору, или пище сугубо для местных. Но нам-то хочется! Мы брали эти кокосы и пытались добывать из них сок самостоятельно. Сначала мы их скидывали с третьего этажа, но тогда в них осталось мало воды, а потом я стал долбить его о кафель, чтобы образовалась трещина: ставишь кокос на стакан, и все вытекает. Уже способ! А приехали на ужин к Олегу, так он взял просто длинный нож, нормальный кухонный, надрезал и нет проблем! Только бы нож достать, а здесь это не просто.

Чтобы Вы посоветовали привезти с собой с Кубы?

Отсюда можно привозить ром и сигары, сигары и ром! А если вы поклонник старины, то наверняка отыщите какую-нибудь антикварную штучку. Только необходимо подстраховать себя и спросить, нужно ли разрешение на вывоз. Если да, то сам продавец вам его и оформит.

Если вы будете путешествовать по стране и попадете в город Тринидад, можно попросить местных умельцев сделать вам куклу Манеко. У адептов странной религии, которую исповедуют кубинцы, есть свои куклы, которые они сами шьют или вяжут, и это их оберег, символ, очень важная вещь. Мы об этом узнали, когда шли по рынку, и мой друг схватил куклу, которая лежала у женщины на прилавке, да еще и спросил, сколько стоит. У женщины случилась настоящая истерика! Как выяснилось ее ни при каких условиях нельзя было брать и вообще это была кукла не для продажи, а ее личная. Но потом она успокоилась и сказала, что может позвать специального человека, который за день нам свяжет, какую мы только пожелаем. Но у нас, к сожалению, не было дня и остались мы без куклы…

Может стоит и Вам вернуться?

Мы с женой привыкли путешествовать по стране, в которую попадаем, и мы Кубу исследовали вдоль и поперек. Кубинцы замечательные люди! И мы прекрасно провели здесь время!