Актриса Ксения Князева о модельном бизнесе, кинокарьере и воспитании дочерей

Актриса Ксения Князева не из тех, кто боится выпасть из обоймы. Когда ее карьера после выхода фильмов «От 180 и выше», «Любовь-морковь» и «Слуга государев» набирала обороты, Ксения решила сделать паузу и посвятила себя воспитанию дочек — Алисы и Василисы. «Я несколько лет отказывалась от предложений, которые мне поступали, потому что понимала: это не то, что мне сейчас нужно». В интервью ОК! актриса рассказала о своем модельном прошлом, строгом воспитании детей и о том, для чего ее дочки едва ли не с пеленок учат французский язык

DR

Ксения Князева родилась в подмосковном Загорске, но детство ее прошло в сибирском городе Красноярске. Мама-балерина привила дочери любовь к балету. В итоге уже с шести лет Ксения всё время проводила у балетного станка и даже пробовала поступать в хореографическое училище, но эта попытка не увенчалась успехом: девочке порекомендовали прийти на следующий год и поступать на отделение народных танцев. Но через год для Ксении открылись уже совершенно иные горизонты. В 15 лет она победила на конкурсе «Мисс Красноярск — 97», а в 16 стала финалисткой конкурса моделей Elite Model Look. «Изначально на этот конкурс меня брать не хотели, — вспоминает девушка. — В Красноярске считали, что я недотягиваю до уровня иностранных модельных агентств. Мне кажется, свое третье место я у них буквально вырвала». Но, как это ни удивительно, именно Ксения, обойдя на кастинге всех своих конкуренток, подписала контракт и уехала в Токио. Так всё и завертелось: прет-а-порте, кутюр, фэшн-съемки, обложки, рекламные кампании... «За первую поездку в Японию я заработала около пятидесяти тысяч долларов! 1997 год — тогда для нас с родителями это была баснословная сумма. Я работала для Shiseido, Issey Miyake, Comme des Garçons...» Однако Токио не предел мечтаний для модели. И Ксения поехала сначала в Париж, а затем в Милан. В Европе ее карьера складывалась так, как она и не мечтала: она была моделью на кутюрных показах Gianfranco Ferré, Nina Ricci, John Galliano, неповторимого Ива Сен-Лорана. «Я выходила в финале русской коллекции на его прощальном показе в Центре Жоржа Помпиду. Помню, как трогательно было, когда перед выходом на подиум он сам поправлял всем моделям платья. Я была очень юной и не совсем понимала, что происходит... Или, помню, как мы с Джоном Гальяно хохотали и пили шампанское на бэкстейдже одного из его показов».

Ксения, ваша карьера модели началась, когда вам было пятнадцать. Как обстояли дела с учебой в школе?

В школе всё было хорошо. Иначе меня бы не отпускали. Я была отличницей, и мне всё прощалось — все-таки в 11 классе я уже была местной знаменитостью, которая работает на показах в Париже. (Улыбается.) Иногда я по несколько месяцев отсутствовала. Привозила учителям сувениры из Токио и Парижа. В принципе я была довольна той жизнью. Всё время большие перелеты: Москва — Токио, Токио — Нью-Йорк, Нью-Йорк — Париж. Жизнь в отелях, бесконечные кастинги... Но должна сказать, что я не уходила в модельный бизнес с головой, он стал таким хобби, которое приносило доход и удовлетворяло мои амбиции. Мне казалось, это скучная, однотипная профессия. Может быть, и прикольно тусоваться с дизайнерами, но всякий раз, приходя на съемочную площадку, ты отрабатываешь одни и те же позы, движения, взгляд. Специфика этой работы не позволяет тебе креативить. В принципе показы, съемки — это достаточно механические вещи.

Правильно ли я понимаю, что вам наскучило быть моделью?

В девятнадцать лет я вдруг поняла: пока я уже почти два с половиной года пинаю балду, занимаясь каким-то непонятным модельным бизнесом, все мои друзья, определившиеся с будущей профессией, учатся в университетах. Последней каплей стал случай в Мадриде. На лужайке около университета я увидела студентов, которые сидели с книгами и что-то очень живо обсуждали. Мне показалось, что это и есть самый настоящий студенческий рай! Так захотелось стать частью чего-то похожего. И это случилось, когда я поступила в Школу-студию МХАТ и переехала в студенческое общежитие.

То есть вы вот так, ни с того ни с сего, решили стать актрисой?

Как говорится, бойтесь своих желаний. (Улыбается.) Перед поступлением в Школу-студию МХАТ я просто болталась в Нью-Йорке. Я хорошо работала и подыскивала себе уже институт в Штатах. Язык я знала прекрасно. Тогда я увлеклась кино, ни одного дня не проводила без кинотеатра и DVD. Однажды, пообщавшись с американскими студентами, я узнала, что многие иностранцы стремятся поступить в театральный в России. Это был знак. Тогда я и решила ехать в Москву, подала заявление во многие театральные вузы. Кстати, так получилось, что меня тогда везде и приняли.

Ксения, вы сказали, что жили в общежитии. Почему? Вы же хорошо зарабатывали.

Да, и сумма у меня скопилась очень приличная — заработанные в модельном бизнесе деньги лежали на банковском счету, я еще не знала, как лучше ими распорядиться. Но представляете, после пятизвездочных отелей Парижа и Милана мне захотелось простой студенческой жизни. Я была уверена, что это хорошо повлияет на учебу. Но меня хватило ровно на один год, на втором курсе я уже купила квартиру. (Улыбается.)

Быстро же вам надоела простая студенческая жизнь...

В общежитии было тяжело: первый год нас было четверо в комнате. Потом одну девочку отчислили. С восьми утра до двенадцати ночи мы пропадали в школе-студии, а потом в общежитии. А когда по ночам через стенку ребята с последнего курса выпивают, травят актерские байки, потом в пять утра начинают играть на гитаре... Утром на занятия идти, конечно, непросто. Но зато забыть это невозможно. Первый курс я закончила на все пятерки, включая актерское мастерство. Педагоги всё время меня хвалили, а я думала только об одном: правильно ли я выбрала профессию?

Неужели вслед за модельной карьерой думали бросить и театральный?

Моя подруга после первого курса перевелась на факультет журналистики, и я тоже подумывала перевестись на какой-нибудь журфак или филфак. Несколько месяцев я жила в таких пространных мыслях, и тут я попала на пробы к продюсеру Валерию Тодоровскому. Он и его команда долго искали героиню для «Курсантов», пересмотрели всех артисток в Москве. Я пришла на кастинг, пробовалась со своим однокурсником Пашей Ворожцовым. На следующий день мне позвонили и сказали: «Вы утверждены, давайте краситься в рыжий цвет». Это была моя первая роль в кино. Я на всю жизнь запомню свой первый съемочный день.

И чем же он запомнился?

А тем, что я поняла: лучше бы я не училась в театральном, потому что я ничего не могла делать. Ни-че-го! То есть я не могла даже естественно стоять в кадре. У меня была паника. Там есть одна сцена, когда мы с моей подружкой ждем ее любимого у выхода из прокуратуры. У меня там настолько ошарашенные глаза, они будто говорят: «Ребята, что вообще происходит?» (Улыбается.) Продюсеры хотели меня заменить. Но режиссер попросил дать мне шанс — все-таки первая роль. Потом мы с ним посидели, поговорили о моей героине Яне...

Вы стали чувствовать себя уверенней на съемочной площадке?

Мне кажется, я до сих пор не чувствую себя уверенно. Каждый раз, выходя с проб, говорю себе: «Князева, ну можно же было лучше попробоваться. Ну что с тобой? Взрослая артистка, а ведешь себя как первокурсница». (Улыбается.)

Снимаясь в двухсотсерийном сериале «Монтекристо», тоже чувствовали себя первокурсницей?

С таким количеством серий, хочешь ты этого или нет, поневоле становишься довольно опытной актрисой. Кстати, где-то на сотой серии исчезла моя героиня. И кажется, вместе с ней на какое-то время покинула кино и я. В тот момент я встретила своего мужа.

Фотография: Ольга Тупоногова-Волкова

Ваш муж не имеет никакого отношения к творчеству, он банкир. Как вы нашли с ним общий язык? Или это из серии «противоположности притягиваются»?

Мне кажется, актерская профессия — это вообще не профессия, а образ жизни. И если бы Павел не стал банкиром, то его однозначно ждала бы актерская карьера, причем в комедийном жанре. Его искрометные шутки, неожиданные импровизации и богатая фантазия — это нечто.

А познакомились вы, наверное, или в банке, или в театре?

В банке! (Смеется.) Я решила открыть депозитный счет в банке. Придя к своему будущему мужу, я долго пыталась объяснить, чего хочу. Павел попросил мой паспорт и, посмотрев в него, сказал: «С тобой всё понятно. Давай поедем кофе пить!» Мне стало ужасно интересно, почему он так отреагировал, а оказалось, что у нас с ним дни рождения в один день — шестого августа. А теперь еще и у наших детей дни рождения в один день. И вот получается, что вместо четырех праздников у нас всего лишь два.

Удобно.

Да. Особенно во время кризиса. (Улыбается.) Но мы вроде не такие экономные, поэтому нам праздников хотелось бы гораздо больше, но вот так случилось.

Ксения, а как Павел отнесся к вашей профессии? Он не был в ужасе?

В ужас он пришел позже. (Улыбается.) А вообще Павел меня увидел в первый раз в кино.

До того, как вы познакомились?

Да. Но вспомнил меня потом, когда мы с ним уже встречались. Он мне рассказывал, что смотрел в кинотеатре фильм и думал: «Боже, какая красивая девушка, как было бы здорово с ней познакомиться». Видите, как у нас с ним мечты сбываются. (Улыбается.) Я мечтала об общаге и студенчестве, а он о девушке из кино...

Про детей-близнецов вы тоже мечтали?

Когда мы узнали, что детей будет двое, это был шок. Мы прилетели в Красноярск, чтобы Павел познакомился с моими родителями. Был жуткий мороз, градусов сорок, я почувствовала недомогание, и меня отвезли в больницу, причем подозревали что-то страшное. А оказалось, что я беременна уже шесть недель. То, что детей будет двое, нам сказали сразу. Мы тогда не совсем понимали, что будем с ними делать, и шутили.

Как я понимаю, узнав о беременности, карьеру вы решили оставить.

Мне предлагали роли, но я не стала рисковать, потому что это была необычная беременность. Все-таки близняшки. Знаю, что многие представительницы нашей профессии приступают к работе через две недели после родов. Конечно, успешно совмещать карьеру и семью — это реально. Перед глазами у меня пример моей мамы, артистки балета ансамбля «Березка» и Ансамбля танца Сибири им. Годенко, в советское время гастролировавшей по всему миру и сумевшей при этом воспитать меня достойным человеком. Но я для себя четко определила: это не то, что мне нужно, и несколько лет отказывалась от всех предложений, которые мне поступали. Я хотела быть дома, купать своих детей, заплетать им косички, укладывать спать и читать книжки. Видимо, я настолько инфантильный в этом смысле человек, что пустила всё на самотек.

Вы не карьеристка?

Выпрашивать роли я не умею и всегда надеюсь на удачные кинопробы и хорошего режиссера. Я окончила Школу-студию МХАТ и уверена, что, благодаря такому фундаментальному образованию в сочетании с опытом в кино, моя профессия от меня никуда не денется и навыки не пропадут.

Сколько было девочкам, когда вы стали задумываться над тем, что пора выходить на работу?

После двух лет, проведенных дома, я стала потихоньку выходить. У меня были какие-то проекты, достаточно легкие, роли были небольшие.

А с детьми вам кто-то помогал или сами справлялись?

Нам очень долго не удавалось найти хорошую няню, у нас была молодая девушка, которая приходила и забирала девочек на прогулку на пару часов. Моя мама живет в Красноярске, оттуда особо не налетаешься, так что всё остальное время с детьми были только я и муж. Следующий непростой момент наступил, когда дети выползли из пеленок и начали двигаться, причем преимущественно в разные стороны. Мне кажется, когда у нас наконец появилась няня, я отсыпалась несколько лет. (Смеется.)

Несмотря на свой юный возраст, Алиса и Василиса прекрасно говорят по-французски. С чем был связан выбор именно этого языка?

Дело в том, что, проработав полтора года в Париже, я так и не выучила французский язык: всё понимаю, но поддержать беседу могу с трудом. А муж, в свою очередь, окончил спецшколу с французским уклоном, но уровень языка сейчас у нас примерно одинаковый. Мы решили, что английский дети смогут выучить всегда и везде, стоит только захотеть. А французский... такой красивый, аристократический. Поэтому мы отдали Алису и Василису во французский детский садик. А знаете, как удобно в Париж с ними прилетать! Они и меню прочитают, и всё закажут.

Фотография: Ольга Тупоногова-Волкова

Девочки еще и балетом, насколько я знаю, занимаются.

Да, три раза в неделю, в садике. Когда мы приезжаем в Майами, где у девочек достаточно много свободного времени, они ходят в специализированную балетную школу.

Школу, наверное, с особым пристрастием выбирать будете?

Даже боюсь об этом думать! (Смеется.) Хотя вот к этому вопросу я отношусь достаточно просто. Мы с мужем не хотим, чтобы наши дети ходили в какую-то пафосную школу и ездили на занятия с водителем и охранником. Не исключаю, что выбор будет сделан в пользу обычной школы, может быть, с каким-то математическим или экономическим уклоном. Мне кажется, это абсолютно не имеет никакого смысла. У них в детском саду такая база заложена! Мне кажется, им только шахматы и физику не преподают. Но думаю, что к этому они сами со временем придут. Я, например, увлеклась квантовой физикой в двадцать восемь лет.

Ксения, мне кажется, вы достаточно строгая мама, или я ошибаюсь?

Очень часто наблюдаю в саду такую картину: ребенок орет как резаный и что-то требует или закатывает истерики — одеваться не хочет, а родители стоят рядом и ничего не могут сделать. Я не говорю, что они плохие. Нет, наоборот, это очень хорошие родители, которые абсолютно всё позволяют своим детям. Наверное, я мама-деспот, но я считаю, что за дело можно и отлупить. Я не знаю, как еще объяснить ребенку, если он не понимает. И меня так воспитывали. Дети должны воспитываться в строгости. Если ребенок ходит в детский сад, то он должен туда ходить, а не так: сегодня пойду, завтра нет. Основа воспитания заключается именно в рамках и порядке. Моим детям почти шесть лет, и они каждый день полтора часа спят днем. Никто из моих знакомых не может этим похвастаться. И это прекрасный отдых и для мамы, и для няни, и вообще для всего дома. Он не содрогается от шума. (Улыбается.)