Анна Тихомирова и Артём Овчаренко: «Выигрывают трудолюбие и выносливость, а не талант»

Солисты Большого театра Анна Тихомирова и Артём Овчаренко встретились более десяти лет назад: Анна училась в Москве, а Артём приехал в хореографическое училище на стажировку с Украины. Сегодня их называют одной из самых красивых балетных пар

Ольга Тупоногова-Волкова

Сколько лет вы уже вместе?

Анна: В октябре будет семь лет. А встретились мы гораздо раньше, еще подростками. Однажды на новогодней дискотеке в хореографическом училище Артём пригласил меня на танец и сказал, что я ему нравлюсь. Но карьера и учеба отнимали все силы, было не до отношений.

Артём: И у меня тоже. Вы только представьте: приезжает с Украины молодой парень, его каким-то чудом и на очень необычных условиях берут в Московскую академию хореографии.

Что это были за условия?

Артём: Моя семья не могла платить за обучение, но руководство академии пошло мне навстречу, и решение было найдено. Для меня это был счастливый лотерейный билет. Я сосредоточил всё свое внимание на обучении, так что какая уж тут романтика.

Анна: Однако спустя годы мы оказались в одном театре — в Большом. Тогда Артём и принялся всерьез ухаживать за мной. И делал это до тех пор, пока я наконец не поняла, что действительно хочу быть рядом с этим человеком.

Говорят, хореографы не любят ставить ­вместе артистов, у которых личные отношения, потому что они часто ссорятся.

Анна: Наоборот, для нас большая радость работать вместе. Артём такой спокойный, что, даже когда мне хочется поругаться, ничего не выходит.

Артём: Когда мы танцуем вместе, я всегда очень переживаю за Аню. Вроде бы я станцевал свою вариацию и должен идти передохнуть, а вместо этого всё мое внимание приковано к ее выступлению. Обычно по взгляду я понимаю, в каком она настроении, хорошо ли себя чувствует. И часто начинаю волноваться, когда для этого нет причин. С другой стороны, я понимаю, что лучше меня никто не сможет поддержать ее на сцене. Когда мы танцуем, я стараюсь сделать так, чтобы Ане было максимально комфортно и удобно.

Анна: Сначала у нас с Артёмом был абсолютно разный репертуар. Нас начали ставить в пару после победы в конкурсе «Большой балет» на канале «Культура». Помню, как меньше чем за месяц нам пришлось подготовить шесть сложнейших совместных номеров. Для нас это было испытанием на прочность. И в первую очередь испытанием наших отношений.

Фотография: Ольга Тупоногова-Волкова

Мне кажется, балерины — самые целеустремленные люди в мире. Они с детства мечтают стать примами и готовы ради этого на всё. Это так?

Анна: Да, действительно, есть балерины, которые буквально зациклены на своей профессии. У многих из них с детства огромные амбиции и стремление стать примой. Но лично я этим похвастаться не могу. Просто я всегда любила танцевать, и мне безумно нравилась эта профессия. Я родилась в творческой семье, мама — певица, а папа был премьером Литовского национального театра оперы и балета, а затем 20 лет танцевал в Москве. Он рано познакомил меня с искусством. В шесть лет я впервые вышла на сцену Кремлевского дворца в «Щелкунчике». Исполняла крохотную роль, но была полностью увлечена этим процессом. А в одиннадцать лет впервые попала на сцену Большого. Я тогда была учащейся Московской государственной академии хорео­графии, мне досталась роль Амурчика в спектакле «Дон Кихот».

Фотография: Ольга Тупоногова-Волкова

Артём, а вы как пришли в балет?

Артём: В одиннадцать лет меня мама привела в Днепропетровский театр. Всё началось с того, что у меня было слишком много энергии, — ее надо было куда-то девать. Мама отдавала меня в разные кружки: шахматы, плавание, футбол, единоборства… Что только я не пробовал! Но быстро терял ко всему интерес. А когда первый раз посмотрел балет, когда увидел танцовщика, который прыгал, вертелся, да еще и под аккомпанемент целого оркестра, меня это очень удивило, я не знал, что такое возможно. И сразу сказал: хочу этим заниматься. Я, конечно, не понимал тогда, какое непростое это дело — балет. Но загорелся настолько, что мама отвела меня в балетную школу. Хотя чаще бывает наоборот: дети приходят в балет, потому что этого хотят их родители.

Фотография: Ольга Тупоногова-Волкова

Одиннадцать лет — это не поздно для первых шагов в балете?

Артём: Я был парнем способным и быстро соображающим. Все-таки талант без каждодневных тренировок и определенных навыков — это ничто. Поэтому чаще всего выигрывают трудолюбие и выносливость, а не талант.

Вы никогда не чувствовали какую-то ограниченность, замкнутость балетного мира? Ведь ни на что другое ни времени, ни сил уже не остается.

Артём: Когда сил ни на что не остается, можно провести выходной дома. Последний понедельник, например, стал моим самым любимым: мы проснулись, а потом весь день ели и смотрели фильмы.

Анна: Конечно, это происходит не так часто, как у обычных людей, мы же по субботам и воскресеньям работаем. Но не могу сказать, что мы с Артёмом зациклены на работе. Мы часто ходим в караоке, в кино, в рестораны, встречаемся с друзьями. Теперь осталось найти свободный день, чтобы сыграть наконец нашу свадьбу.