Ирина Антоненко: «Я всегда была странной»

«Не необычной, а именно странной», — уточняет Ирина Антоненко, и в биографии 23-летней актрисы, сыгравшей в сериалах «Корабль» и «Золотая клетка», можно найти множество фактов, подтверждающих это. Даже победив на конкурсах «Мисс Екатеринбург — 2009» и «Мисс Россия — 2010», она не считала себя красивой. Никогда не рассматривала завоеванные титулы как величайшие достижения — лишь как ступеньки своего саморазвития. Став дипломированным специалистом по финансам и кредиту, она отправилась за вторым высшим — в ГИТИС. Она читает книги, не торопится выходить замуж и признается, что всегда мечтает о том, что кажется несбыточным

Павел Танцерев

Вы назначили встречу ровно на 17:15, и я понял, что вы занятой человек.

Бывают дни как сегодня, когда дела идут нон-стоп. А бывает всё свободно. Просыпаешься и думаешь: чем заняться-то? Почитать?

Что у вас съедает больше всего времени?

Съемки. Если их нет, то учеба. Саморазвитие. Книги.

Вы пока еще начинающая актриса, верно?

Безусловно. Профессионалом меня не назовешь, хотя бы по той причине, что мне нужно окончить ГИТИС, получить диплом о втором высшем образовании. Другое дело, что актерское мастерство вряд ли когда-либо позволит назвать себя профессионалом. Здесь всё время надо расти.

Тяжелая это профессия — актер?

Любая профессия тяжелая, если заниматься ею с любовью и делать что-то для саморазвития. Можно быть актером и довольствоваться участием в массовых сценах. Можно получить финансовое образование и работать бухгалтером. А можно расти: стать главным бухгалтером, менеджером, открыть свое дело…

Работа актрисы — она такая, какой вы себе ее представляли, или есть нюансы?

(Смеется.) Честно сказать, я всегда хотела стать актрисой, с детства. Но никогда не представляла, как это. Не знала, что такое площадка, съемочный процесс, камера. Я всегда видела лишь готовый продукт, а как он создается, не задумывалась.

Работать над ролью — это сложно?

Безусловно. Причем иногда думаешь: какая легкая сцена! Но именно с ней и возникают проблемы.

Например?

Например, в «Золотой клетке». По сюжету на мою героиню напал маньяк, но ей удалось спастись. Снимаем сцену, где героиню успокаивает друг. И оказалось, что очень сложно передать весь ужас произошедшего. Особенно если в реальности ты никогда ничего подобного не чувствовала. Мы с режиссером не сразу добились нужного результата.

Ругают вас режиссеры, когда недовольны?

(Смеется.) Зависит от режиссера. У нас был один, который орал на всех. По поводу и без. Просто он такой человек. Вообще кричать на актера бессмысленно — он может закрыться. Пострадают от этого и партнеры, и смысл истории. С актером нужно искать контакт, помогать ему раскрыться. К счастью, я к поведению того режиссера быстро привыкла и, даже когда он не шумел, спрашивала: «Что же вы, Игорь Геннадьевич, молчите? Покричите, а то я собраться не могу».

А в детстве вы тоже были человеком творческим?

Да, я любила танцевать, рисовать. У нашей семьи было не особо много денег, но всё же на разные курсы я ходила. Карате, волейбол. Пыталась шить. Дома была швейная машинка, но, правда, не было ткани. Сколько я перепортила вещей, купленных родителями еще во время работы в Германии… Еще нравилось петь. У меня папа всю жизнь пел, играл, писал стихи. Мама в детстве училась играть на фортепиано и, пройдя муки обучения в музыкальной школе, решила, что детей туда не отдаст. Жаль, конечно, ведь я могла бы сейчас петь. Конечно, я папе и маме благодарна, но было бы здорово, если бы родители не выбирали ребенку будущее. Если бы я пошла в театральный раньше, то моя судьба сложилась бы иначе. Но родители сказали: сначала нормальное образование, потом делай что хочешь. Поэтому мое первое высшее — финансы и кредит. Конечно, когда решается математическая задача, это тоже творчество, но это не то, чем хочется заниматься всю жизнь. Эти шесть лет не прошли без пользы, но я могла бы играть в театре…

Фотография: Павел Танцерев

Я читал, что у вас и папа, и мама — милиционеры.

И бабушка, и дедушка. И дядя с тетей. Все. Хотя многие уже на пенсии.

Но вы сотрудником полиции не стали.

Дело в том, что моя бабушка тоже всегда была творческим человеком — играла в театре, пела. Однако мама не отпустила ее на гастроли. Бабушка покинула театр и стала развиваться в других направлениях — попала в структуру правоохранительных органов. Потом устроила туда дочерей. Зятя. Но когда родились мы, я и брат, всё изменилось. Время военных прошло, изменилось отношение к полиции. И сейчас бабушка делает всё, чтобы у меня получилось то, о чем она мечтала.

Как на вашем воспитании отражался тот факт, что дома было столько представителей правопорядка?

Всё было строго. Если я опаздывала домой, папа меня наказывал, даже ремнем. Или, скажем, у нас в школе был один выходной — воскресенье. Начинался этот день так: в 9 утра к нам заходил отец. Он говорил: «Встали, умылись, пошли наводить порядок». Попытка ослушаться, сесть за стол неумытым или неодетым, каралась.

Фотография: Павел Танцерев

Обычно чем больше запрещают, тем сильнее хочется.

Курить пробовала. Не понравилось. Алкоголь в школе дегустировала. Хотя у нас в Екатеринбурге с алкоголем не особо было — пили самогон. Разбавленный. Меня напугало странное состояние, и я больше не пила и с компанией той дружить перестала.

Правда, что у вас был кадетский класс?

Да, обычная школа, но кадетский класс. Мы ездили на стрельбище, учились маршировать, ходили в форме. Каждое утро подшивали белые воротнички, на ночь их застирывали. Начищали берцы. Это было интересно. Мне не нравилось, что в обычных классах все ходят в чем попало. Мне казалось, что школа — то место, где всех учеников должно что-то объединять. Будь то форма или идея.

Это не повлияло пагубно на становление вашей индивидуальности, стремление выделиться?

Нет, было же время вне школы, когда мы делали что хотели, самовыражались и развивались как личности. Я ходила с синими тенями, красила кончики волос и челку в белый цвет. Хотя я всегда была стеснительной, скромной и переживала из-за мнения других людей, но тогда был момент, когда мне было всё равно. И однажды заметила, что полшколы стало краситься точно так же, как я. Подумала: вот так уверенность в себе влияет на людей.

У вас день рождения 1 сентября. Вряд ли этот день в школьные годы был для вас праздником.

В начальных классах, когда директор школы на линейке называл мое имя и фамилию, я думала, что сейчас, в первый учебный день, меня будут ругать. Но меня поздравляли, а потом все обо мне забывали. Я понимала, что мой день рождения не существует ни для кого, у всех свои заботы: что надеть, где купить цветы и т. д. Правда, в старших классах я говорила родителям: «Сегодня в школу не пойду».

Мои знакомые друзья-уральцы — ребята принципиальные и жесткие, суровые. Что бы вы сказали про характер уральских девушек?

Они более упертые. Екатеринбург — это город, где люди понимают и осознают, что если ты хочешь чего-то добиться, то тебе нужно пахать.

Екатеринбург — это еще и обособленное творческое пространство: знаменитый Свердловский рок-клуб, киностудия… Вы чувствовали, что находитесь в городе с самобытной культурой?

Не успела почувствовать. Я училась на финансиста, была далека от искусства, а в восемнадцать уехала.

Вы уехали, чтобы участвовать в конкурсе красоты?

Да, я уже победила на «Мисс Екатеринбург» и отправилась на «Мисс Россия» в Москву.

Вы гордитесь, что были мисс Россия — 2010, или это уже в прошлом?

Я не думаю об этом каждый день как о какой-то покоренной вершине: вот, мол, я молодец. Титул я получила пять лет назад, и тогда было важно не останавливаться на достигнутом.

Зачем вам нужно было участие в этих конкурсах? Это шанс вырваться из города? Желание что-то доказать?

Я всегда была странной. Не необычной, а именно странной. Любила мечтать о том, что кажется нереальным. Хотелось показать, что для победы не обязательно иметь кучу денег. Я в этом не усомнилась, даже когда назвали первую и вторую вице-мисс.

Как участие в подобных конкурсах сочетается с вашей стеснительностью?

Со стеснительностью я боролась. Во время первого выхода на сцену у меня тряслись коленки, губы, казалось, будто вместо меня движется какой-то пакет. Никакого контакта с публикой не было. Второй выход — и я поняла, что зал — это энергия, внимание. Решила зрителей поизучать. Я смотрела, кто уткнулся в меня взглядом, кто зевает и ждет следующую участницу. Во время последнего выхода, в вечерних платьях, перед оглашением результатов, я уже стояла на сцене с ощущением того, как же мне здесь здорово.

Общение с конкурентками отражается на самооценке? Вы же смотрите на других, думаете, кто из них лучше, а кто хуже…

Я люблю красивых людей. Себя я никогда в расчет не брала, но на всех конкурсах анализировала, искала достойную победы претендентку. Не раз угадывала. На «Мисс Вселенная — 2010» я угадала, что это будет Химена Наваррете. Когда была в жюри «Мисс Екатеринбург — 2014», то не ошиблась в Софии Никитчук. И потом также предугадала ее победу на «Мисс Россия — 2015». Сказала маме и знакомым: она выиграет. Так и вышло.

Вам надо было на тотализаторе играть.

Я тоже об этом думала. (Смеется.)

Как считаете, красота — это проблема для актерской карьеры? Мэрилин Монро, например, боролась с имиджем красивой пустышки.

Для меня это тоже борьба. И я всё время жду, что мне скажут не «какая ты красивая в кадре», а «какая ты талантливая».

Еще не говорят?

Поклонники говорят. У нас аудитория все-таки подростковая. И наверное, эта оценка не самая объективная. Я жду этого от профессионалов. Это цель, я к ней иду. Хочется услышать, что я талантливая актриса, а не красивая девушка. Красивых много. И красота в жизни мало что дает.

Фотография: Павел Танцерев

Скучно быть просто красивой, да?

Конечно. Хотя я таковой себя никогда и не считала.

Внимание окружающих не противоречило вашему мнению?

Всегда хотелось думать, что людей во мне привлекает не только внешняя оболочка.

Вам нравится статус звездной невесты, в котором вы пребываете?

Не думала об этом. Не знаю, когда выйду и вообще выйду ли я замуж.

Почему?

В силу опыта официальный брак для меня не так важен. Он имеет смысл тогда, когда двое решают завести ребенка. Брак — это создание семьи. А семья — это продолжение рода. Просто любовь еще не повод заключать брак. Просто любви в наше время недостаточно. Просто любовь часто оказывается ложной. Или проходит.

В интервью ОК! трехлетней давности вы очень воодушевленно рассказывали про свою свадьбу в Суздале. Что-то пошло не так?

Так случается. Не стоит делать из этого драму. Нужно делать выводы и жить дальше.

Какие выводы вы сделали?

Они настолько индивидуальны, что вряд ли пригодятся другим. Просто если выясняется, что это не твоя любовь, то надо верить, что однажды встретишь другую.

То есть развод — это не трагическое событие, а, наоборот, надежда на что-то новое?

Если нет детей, то это формальность: поженились, развелись. Если есть ребенок, то трагедия. Ваш разрыв может повлиять на всю его жизнь.

Вы, я так понимаю, материнский инстинкт давно почувствовали?

Лет в двадцать. У меня была ситуация, когда мои друзья, семейная пара, уехали отдыхать и попросили посидеть с их дочкой. Ребенку было полгода.

Фотография: Павел Танцерев

Жестоко.

Но я взяла ребенка, и материнский инстинкт проснулся моментально. Я тут же прочла кучу литературы, посмотрела видео, как правильно малышку купать, кормить. У нее стали резаться зубки, она просыпалась каждые два часа, потом не могла заснуть — плакала. На третий день я стала просыпаться ровно за пять секунд до того, как проснется малышка, — вот что значит материнский инстинкт. Я не чувствовала дискомфорта. И хотя параллельно шли пробы, жили два кота и муж, которых нужно было кормить, мне возиться с ребенком нравилось. Я понимала, что как женщина могу с этим справиться.

Что должно быть первично: желание завести ребенка и последующий поиск того, кто станет его отцом. Или, напротив, нужно сначала встретить человека и осознать, что хотите от него ребенка?

Второе. Встретить человека и понять, что хочешь от него ребенка. Нельзя же просто искать какого-нибудь мужчину для этого. Подойти и спросить: «Простите, вы не хотите стать папой? Мне кажется, вам очень пойдет». Сердечко маленького человечка должно забиться в любви, страсти, нежности…

Ваша актерская карьера развивается, вы становитесь публичным человеком… Сложно встретить любовь в таких обстоятельствах?

Нет. Само собой всё сложится. Если два человека найдут друг друга, то никакие проблемы не помешают им построить крепкую семью.

А вы в поиске?

В творческом. О личной жизни пока не думаю.

Должен ли ваш потенциальный спутник быть обеспеченным? Или обычный парень тоже может рассчитывать на взаимность?

Это не должен быть человек, который повиснет на моей шее. Он должен быть самодостаточным, с перспективами на духовное развитие. Мужчина, находясь с которым ты понимаешь, что ты замужем. За крепкой стеной. Сколько он будет зарабатывать — не особенно важно.

Я почему спросил: в шоу-бизнесе много сте-реотипов. Видишь актрису, которая к тому же еще и мисс Россия, и думаешь: к ней на кривой козе не подъедешь.

Ошибка номер один наших мужчин. В этом еще одна проблема быть красивой и с титулом «Мисс»: нормальные парни не подходят. Каким-то бандитам, которые мнят о себе слишком много, это запросто — подойти и познакомиться. Ну а что? Я же крутой, сейчас она со мной пойдет отдыхать и ужинать. А приличный, воспитанный мужчина думает: чего я к ней пойду, у нее поклонников и без меня много. А может, она сидит и ждет, когда он, такой чудесный, к ней подойдет?

А что делать в такой ситуации? Как перевоспитать мужчин?

Нужно донести до них, что не стоит стесняться. Как говорится, за спрос денег не берут — подойди да познакомься. Не получится — и ладно. Иначе можно прозевать свою судьбу. Поэтому все прикольные, классные мужики остаются со странными женщинами, да еще и с теми, которые сами к ним подошли и познакомились. Хотя такого не должно быть в природе — чтобы женщина с мужчиной знакомилась.

Может, хотя бы какие-нибудь намеки делать, чтобы парень все-таки к вам подошел?

Если мне действительно интересен человек, то я могу просто смотреть на него. Контакт глазами — это осознание симпатии, здесь и говорить ничего не надо.

В том старом интервью я читал, что вы ездили на Мальдивы не только с будущим супругом, но и с бабушкой. Простите, как в вашу компанию удалось вписаться бабушке?

Бабушка — гениальный человек, она классная, в свои семьдесят лет занимается йогой, ходит в спортзал, нянчит внуков, она позитивная и заряжает настроением всю семью. Как мы могли поехать на Мальдивы без бабушки? Она обязана была поехать. Хотя бы потому, что в силу жизненных обстоятельств мало что видела и должна была получить свою порцию счастья в этом райском месте.

В общем, парню, который к вам подойдет, нужно брать в расчет еще и вашу бабушку?

Однозначно. Сначала надо будет познакомиться с ней, потом уже с родителями.