Светлана Устинова: «Я знала, что найду способ расти»

Главная роль в картине «Бумер. Фильм второй» кардинально изменила жизнь Светланы Устиновой и стала ее визитной карточкой.

Ваня Березкин

Света, интересно, ты общительный человек?

Я — да, я общительный человек.

Это касается только знакомых или первых встречных тоже?

Я легко иду на контакт как со знакомым, так и с незнакомым человеком.

Ты в детстве тоже была общительной, или пришлось это качество в себе воспитать?

Я была довольно общительной. Очень важным моментом в моей жизни был переход из одной школы в другую. Мне было тринадцать-четырнадцать лет — не самый лучший возраст для того, чтобы так менять окружение. Потребовалась серьезная работа над собой, чтобы всё прошло гладко, чтобы правильно войти в новый коллектив, быть там принятой и при этом сохранить лицо и не прогнуться.

Тебя из прежней школы выгнали, что ли?

(Смеется.) Нет, меня перевели в гимназию, которая по всем параметрам была лучше. В новой школе было всего два класса на потоке, хорошие преподаватели, языковой уклон: английский — профилирующий предмет, второй язык — немецкий, а французский и испанский — факультативные…

И это всё в твоем родном Северодвинске?

Да, всё происходило там. У нас были две такие школы: гимназия № 14 и лицей № 17. Я жила на окраине города, но каждый день на трех автобусах ездила в гимназию. По субботам мы тоже учились, у нас даже по семь уроков было. Но я благодарна родителям, которые предложили мне этот выбор и помогли его осуществить, нашли мне репетиторов, чтобы я смогла догнать своих гимназических одноклассников. Я тогда за два летних месяца выучила всю программу немецкого языка.

А что собой представлял город Северодвинск?

Раньше, когда я была маленькой, это было вполне процветающее место. Люди зарабатывали неплохие деньги, могли позволить себе отдых. И вдруг в один момент, на переломе эпох, всё изменилось. И моя мама, которая на заводе паяла двигатели для подводных лодок, оказалась совершенно в других обстоятельствах. Их завод, довольно масштабное предприятие, начал выпускать игру «Полет на Марс». Этими играми стали выплачивать зарплату сотрудникам. Мой папа, инженер-подводник по профессии, почувствовал грядущие перемены и вовремя ушел с завода — занялся бизнесом. Папа у меня человек очень деятельный: работал резчиком стекла, занимался установкой дверей. Но он был родом из Екатеринбурга, в Северодвинске связей у него было мало, поэтому грандиозных успехов предпринимательство ему всё равно не приносило. Тем не менее родители смогли сделать для меня всё возможное.

Наша гимназия была довольно обособленным заведением. Там учились дети со всего города — главным образом те, кто хотел чего-либо добиться в жизни, или родителям которых было не всё равно.

Ты изначально готовилась покинуть Северодвинск?

Конечно. У меня было четкое понимание, что я заканчиваю школу и уезжаю — либо в Екатеринбург, где живут папины родственники, либо в Москву. Решающей в этом вопросе оказалась нехватка средств на авиабилет. Добираться нужно было на поезде, но до Екатеринбурга три дня пути, а до Москвы всего лишь сутки. Победила Москва.

Некоторые готовы на всё, чтобы закрепиться в Москве, другие же едут, держа наготове деньги на обратный билет. С каким ощущением ехала ты?

Я понимала, что не вернусь.

Был план что делать, чтобы не вернуться?

Не было плана.

Чистый авантюризм, получается?

Ну, небольшой план был: ближайшие пять лет я собиралась учиться. Потом — найти работу, помогать отцу развивать семейный бизнес, открыть филиал его предприятия в Москве. Я уже говорила, что отец много чего придумывал, но другие, более крупные компании быстро перенимали у него эти идеи вместе с клиентами.

Однако папа не отчаивался и делал что-то новое. Это удивительное качество передалось и мне. Я знала, что найду способ расти и развиваться.

И поступила в Финансовую академию?

Сначала — в Московский экономико-статистический университет. На втором курсе перевелась в Финансовую академию, снялась в фильме «Бумер. Фильм второй» и оставила академию ради ВГИКа.

Почему нельзя было потерпеть еще год и окончить Финансовую академию?

Нужно было определяться с тем, что делать дальше. Доучиться или осваивать новую профессию, которая вдруг оказалась мне так близка и интересна. Я выбрала актерское мастерство, хотела получить серьезную базу. А Финансовая академия, она никуда не делась, стоит на месте, ее при желании можно будет и потом окончить. Еще я поняла, что когда меня заставляют что-либо делать, то всё проходит сложнее. В итоге ты это учишь из-под палки и потом забываешь. Когда я сама за что-нибудь берусь, выходит лучше. Например, захочу я стать продюсером, и нужно будет мне…

…составить смету?

Да. Тогда я сяду, открою книжку, прочитаю, и всё полезное отложится у меня в голове.

У тебя с детства склонности-то к чему были?

В принципе я больше тянулась к гуманитарным наукам. Я даже планировала стать переводчиком. К тому же любила литературу, хорошо писала сочинения. С русским языком были проблемы, но я готова была его подтянуть. Однако папа вдруг решил, что в стране не хватает хороших экономистов. Он сказал: «Светлана, экономический». Математику я никогда не любила. Но начала заниматься с репетиторами. Ломать себя.

Все предметы, которые сопутствовали профессии экономиста — статистика, высшая математика, — мне не нравились. Может, это из-за того, что меня заставили этим заниматься. У меня такой характер — нужно, чтобы всё было от души и по собственному желанию.

Что сказал папа, когда ты решила стать актрисой?

Родители меня всегда поддерживали. И в этот раз не изменили своему правилу. Когда я поступила на первый курс ВГИКа, папа еще делал несколько заходов: мол, «может, все-таки Финансовую академию окончишь, вдруг с кино не получится?» Я говорила: «Папа, это мое решение. Я чувствую себя хорошо в актерской профессии. Дай возможность попробовать». И родители дали мне эту возможность.

Светлана Ходченкова сначала училась на экономиста. Мария Машкова поступила в Плехановскую академию, прежде чем стать актрисой. Как думаешь, в чем тут дело?

Думаю, это поиск себя. Осознание своих интересов. Есть же люди, которым сказали — и они делают. Но есть и такие, кто не может переступить через себя. Поэтому и я, и Света, и Маша разными дорогами, но пришли в актрисы. Более того, они поучились, поработали, добились серьезных высот и поняли, что правильно выбрали свой путь.

Как ты оцениваешь свои успехи в этом плане?

Однозначно на этот вопрос не ответишь. Люди — это такие интересные существа, им всё время чего-то не хватает. Но нужно уметь быть довольной тем, что у тебя есть в настоящий момент, сказать за это спасибо. Сложно. И я это понимаю. Конечно, мне хочется большего. Есть много режиссеров, с которыми мне хотелось бы поработать, попробовать себя в Голливуде. Но для чего я занимаюсь кино? Во-первых, для удовольствия и самореализации. Во-вторых, для зрителя, который посмотрит и что-то для себя из этого вынесет.

Наверное, актер — это транслятор, который, пропуская через себя, доносит до широких масс что-то важное. Это ответственная профессия, поэтому я каждый раз спрашиваю себя: к чему я сейчас готова? чего в данный момент хочу? что могу сказать?

И какие ответы у тебя на эти вопросы?

Сейчас я хочу собрать вокруг себя единомышленников и снять свое кино. Все же мы говорим о том, что хотим создавать хорошее кино, так надо прекращать говорить и начинать делать. И мне везет: вокруг меня собираются необходимые для этого люди.

Когда говорят про актрису Светлану Устинову, то сразу вспоминают…

…теперь уже не только «Бумер. Фильм второй», но и сериал «Разведчицы».

Какое, по-твоему, главное качество актера?

Он в первую очередь должен быть личностью.

Да? А я часто слышал, что актер должен быть в хорошем смысле глуп и пуст, чтобы режиссер мог вложить в него свой замысел и использовать как инструмент.

Есть много школ. Есть Станиславский, есть Гротовский, кто-то работает по Михаилу Чехову. Одному режиссеру удобно, чтобы актер был глуп и пуст, другому надо, чтобы исполнитель роли пришел и сделал всё сам, третьему важен диалог с актером.

Ты как раз та артистка, которая пытается во всем разобраться?..

Мне важно, чтобы был смысл. Я часто примеряю героя на себя. Задаю себе вопрос: как бы я поступила в этой ситуации?

Когда ты делала первые шаги, снималась в том же втором «Бумере», у тебя были иллюзии насчет этой профессии, которые потом подтвердились или рассеялись?

Было бы хорошо, если бы у меня была инструкция по применению себя после яркого взлета. Сначала нам не разрешали сниматься во время учебы во ВГИКе, потом мои планы нарушил кризис 2008 года, когда перестали вкладывать деньги в кино. У меня тогда запускался русско-американский проект в Голливуде («Беовульф». — Прим. OK!), в России готовилась полнометражная семейная картина, близился сериал.

Я думала, всё будет хорошо. Вышло иначе. Спасением был институт, где мы всё время что-то делали, — это и помогло мне тогда выжить.

Как у тебя складываются отношения с деньгами?

Как только я начала хорошо зарабатывать, много тратила на себя — видимо, исполняла накопленные нереализованные желания. Сейчас я стараюсь разумно подходить к тратам.

Правда, что в студенческие времена у тебя уже был автомобиль?

Да. Был уже автомобиль.

Это необычно для студента ВГИКа, или там многие были с машинами?

Это был такой бонус. Я жила в общежитии, и у однокурсников существовал список — кто со мной едет до общаги. Пять человек забивалось в эту мою маленькую праворульную японскую «микру». Зимой это было особенно актуально.

Что тебя выделяло из коллег-актеров? В чем ты была лучшей?

Сложно сказать. Я всегда старалась всё делать искренне и честно. Я такой человек, который всегда за правду. Мне даже педагоги говорили, что я не смогу соврать, даже если захочу, — по мне будет видно. А так не могу ответить, что меня выделяло, лучше спросить об этом тех, кто наблюдал меня со стороны.

Я таких людей спрашивал. Говорят, что ты была довольно зрелым человеком, без ребячества и детскости.

Думаю, я перестала быть ребенком как раз после того, как поменяла школу. Родители со мной разговаривали как со взрослой. Мне всегда было интереснее общаться с людьми старше меня, нежели с ровесниками. Так что самостоятельность пришла ко мне рано. Я и в старшую группу детского сада ходила сама, без родителей.

В чем для тебя заключается такое понятие, как «самостоятельность»?

Осознание себя. Умение нести ответственность за поступки, принятие решений.

Отношения с мужчиной как-то влияют на самостоятельность?

Если человек по жизни всё делает сам, то он никому не позволит ничего за себя решать. В отношениях все равны, никто не имеет права диктовать другому свои условия. Но умалять значение мужчины я не буду. Я хочу, чтобы мужчина был галантным, ухаживал, открывал передо мной дверь...

А я бы занималась женскими делами, создавала бы домашний уют — мне это очень нравится. Отношения с мужчиной для меня всегда союз. Командная игра.

В творческой среде люди часто ищут себе пару из той же области, потому что вместе пробиться легче.

Да? Не знаю. Для меня это не является определяющим фактором. Не думаю, что если рядом со мной будет творческий человек, то мы больше добьемся сообща. Профессия в этом случае абсолютно ничего не значит. Главное здесь — понимание между людьми. И если у женщины-актрисы муж — инженер, она просто по-женски будет подсказывать и вдохновлять его на какие-то подвиги, правильно же? Он даст ей ощущение того, что она лучшая и самая прекрасная.

Зато режиссер придумает образ, снимет кино с тобой в главной роли…

Инженер поддержит и вдохновит так, что любой из режиссеров захочет снять именно тебя.

А инженер не заревнует?

Это уже вопрос уважения друг к другу.

Насколько твой молодой человек Илья Стюарт интегрирован в кинобизнес?

У него есть собственная рекламная производственная компания. Илья сначала учился за границей. Когда на последнем курсе нужно было выбирать направление, он остановился на кинематографе. Он любит кино. Правда, Илья с четырнадцати лет жил за границей, поэтому впитал в себя больше иностранного кино и мало знает советское и российское. И нам очень интересно обмениваться опытом.

Ты могла бы сказать, что Илья — человек с западным мышлением?

Нет.

Даже после того, как он прожил там половину сознательной жизни?

Но до четырнадцати лет он жил в России, здесь формировался, и в результате у него потрясающий баланс русского и западного.

Насколько твои представления о мужском поведении совпадают с тем, как понимает это он? Например, мужчины-европейцы тоже радеют за равноправие в отношениях, не так опекают спутницу, как русские кавалеры. У них не принято платить за женщин в ресторане…

Проблем с разницей менталитетов у нас нет.

Илья похож на твоего папу?

Не задумывалась об этом.

А ты хотела бы видеть рядом с собой человека, похожего на отца, или, наоборот, его противоположность?

Могу сказать одно: мой папа — очень заботливый, для него семья крайне важна. Этим Илья на него похож.

У тебя есть план на личную жизнь: когда ты хотела бы родить ребенка? Когда второго?

Строить планы — нет, я не математик. Но, как и любой женщине, мне необходимо ощущение семьи.

Неважно, сколько тебе лет, где ты работаешь, семья всегда тебя примет, даст силы и вдохновит.