Анна Уколова
«Сыграть с Брэдом Питтом не стремлюсь»
Было непросто договориться с Анной о съемке и интервью, она неохотно принимает в свою орбиту новых людей. После месяца звонков, когда мы наконец встречаемся, она кажется смущенной и решительной одновременно.
Аня, расскажите о себе.
Родилась я в поселке Сборный, в Самарской области. У нас в семье артистов не было, но все играли на музыкальных инструментах, я с детства занималась в кукольном кружке, в Доме культуры, у мамы. Наша мама всю жизнь посвятила нам, своим детям. Когда я ходила в детский сад, она работала заведующей детским садом, когда я начала ходить в школу, она перешла работать в школу, когда я школу окончила, она стала работать у нас в районном Доме культуры, заведующей. А там были и народный театр, и кукольный театр, где мы с братом занимались благодаря ей. Мне было шесть лет, когда родители разошлись, но с отцом мы общаемся. Мама всю жизнь нам говорила, что наш папа самый лучший, чтобы мы не чувствовали себя ущербными. Она так и не вышла больше замуж, занималась только нами. Зато мы получили образование. Брат — он на семь лет меня старше, и я его обожаю — после школы поступил в Самаре в Институт культуры.
А вы с детства мечтали стать актрисой?
Что вы! Когда я окончила школу, то вообще не понимала, куда идти дальше. Вот мне брат и посоветовал: «Давай тоже в Институт культуры». Сам он уже работал в районе заведующим по делам молодежи. И вот я приезжаю в Самару подавать документы и неожиданно узнаю, что институт впервые набирает десять человек на актерский факультет, для местного театра. Брат мне сказал: «Я в тебя верю, попробуй». Мне всю жизнь брат говорит: «Давай, ты можешь». И я подаю документы... И я поступаю!
И чем вы сразили комиссию?
Чтобы меня не сравнивали с другими поступающими, я прочитала не Крылова, Ахматову или Пушкина, а басню местной поэтессы и стихотворение, которое сочинил однокурсник моего брата. Ну и спела-сплясала. Меня приняли. После первого курса педагоги настойчиво советовали мне ехать учиться в Москву. Я сказала: «Нет, вы что! Я жила в деревне, а сейчас учусь в Самаре! Зачем мне Москва?» И никуда не поехала. Я считала, что мне уже повезло: учусь весело, у нас дружный коллектив. О том, чтобы всерьез стать актрисой, я тогда даже не думала.
Обычно хорошенькие девочки еще в школе мечтают пойти в артистки.
Я была скорее спортивной девочкой. Играла за школу в волейбол, бегала на лыжах, стреляла, играла в теннис, шахматы. Хорошенькой я не была, я была справедливой. Когда класс делился на два лагеря, я никогда не примыкала ни к тем, ни к другим. Я общалась со всеми, но всегда была сама по себе, жила по своим понятиям.
Мама следила за вашей учебой?
Да. Но мне всегда доверяли, ничего не запрещали. К тому же у меня взрослая двоюродная сестра жила в городе и я дружила с ее подругами. В четырнадцать лет уже могла пойти с ними в кафе, и мама об этом знала. Я была высокой, выглядела взросло. Почему мне хорошо удаются роли в фильмах про бандитов, блатных, ментов? Потому что я многое видела своими глазами. Я никогда не была неженкой и маминой дочкой.
А как мама отнеслась к вашему выбору профессии?
Поощряла, но не заставляла. Когда педагоги все-таки уговорили меня ехать в Москву, мама сказала: «Ты поезжай, но на поступлении не зацикливайся, а просто посмотри Москву, ты ведь в Москве не была». И дала денег. Я приехала, сняла квартиру. Когда я разузнала про театральные вузы, подумала: «Позвольте, какое Щепкинское училище?» Я в Самаре училась в академии, а тут я приеду домой и скажу: «Я в училище учусь...» Для меня «училище» означало ПТУ, а школа-студия — это какой-то кружок, что ли? А вот ГИТИС тогда уже был Российской академией театрального искусства, РАТИ, туда я и пошла.
И легко поступили?
Я пришла к зданию, увидела во дворике Владимира Алексеевича Андреева, тогда для меня он был царь Салтан из киносказки. На лавочке, где я сидела, мне шепнули, что он набирает актерский курс. Я подошла прямо к нему и говорю: «Здрасьте! Я приехала поступать на актрису. Я уже учусь на актерском в Самаре, но мне нужно развивать свой талант, идти дальше». Он улыбнулся и говорит: «Ну приходите через неделю». И я сижу неделю в съемной квартире на «Пражской» и не хожу ни на какие прослушивания, ведь мне сам Андреев сказал прийти через неделю. Денег осталось только на обратный билет, но я счастлива: я в Москве! Прихожу через неделю и вижу: во дворике ГИТИСа народу почти никого. «Ну-у-у, — расстроилась, — а говорили, что пятьсот человек на место в Москве!» Захожу, меня спрашивают: «Где ваша бумажечка, что вы прошли прослушивание?» А бумажки-то нет! Тут Андреев меня увидел и зовет: «Да-да, деточка, заходите. Это же вам талант надо развивать?»
То есть он вас позвал на экзамены без прослушивания?
Да! Представляете? Захожу... Пою им песню. Читаю те же басню и стихотворение, что и в Самаре, — на всякий случай, чтобы не опозориться. За эти-то я была уверена. (Улыбается.) Слышу: «А что вы все время улыбаетесь? Чтобы нам понравиться?» Честно отвечаю: «Ну как мне не улыбаться, передо мной сидит царь Салтан, которого я видела только по телевизору, я в Москве, я счастлива! Вот так и прошла в следующий тур. А это пластический тур и танцы. Оказалось, что понадобятся шорты и майка, а у меня этого ничего не было. И денег не было. И родственников в Москве. Звоню в Сызрань брату, плачу: «У меня денег нет, на улице дождь идет, мне холодно, я хочу домой...» Он говорит: «Ты поступишь, я чувствую». Я помню, иду в ГИТИС, а в переходе магазинчик, я в окошечко нагибаюсь и продавщицу умоляю: «Можно у вас купить шортики с футболочкой? Я в ГИТИС поступаю, а денег у меня лишних нет. Можно я сейчас там оттанцую и принесу вещи назад, а вы мне деньги обратно отдадите?» Помню, я танцую пластический тур, а на мне этикетки картонные. Девчонки только хотели оторвать, а я как закричу: «Не трогайте!» Станцевала, вещи сложила аккуратно, в окошечко сдала, с чеком, деньги назад получила — уф, все. Помню, как стояла во дворике, боялась списки читать… Я же уже загорелась! Первым делом потому, что мне очень понравилась Москва.
A как же любимая Самара?
Я поняла, что Москва — это мой город. Когда я поступила, брат сказал: «Возьми справку в деканате, что ты действительно являешься студенткой первого курса». —«Зачем?» — «Ну, многие говорят, что уехали в Москву учиться, сами не пойми чем занимаются, а родители думают, что они образование получают». Помню, с этой справкой, как с красным галстуком, я вышла из поезда, и меня поздравляли, наверное, вся деревня и полгорода. Я была национальным героем.
Ну в Москве-то вы начали наконец мечтать о карьере актрисы?
За четыре года учебы я так и не узнала, где «Мосфильм», потому что кино тогда не снималось. Я понимала, что в театре работать не хочу: зависеть от начальства — скучно. Но я хотела остаться в Москве. Я окончила ГИТИС с красным дипломом, без единой четверки — никто не ожидал от меня такого. (Смеется.) Думаю: что ж теперь делать? Что я еще умею? Я хорошо стреляла. И решила: пойду в Школу милиции. А мне однокурсница говорит, что меня разыскивают с «Мосфильма». Как? Не может быть! Я на «Мосфильме»-то никогда не была. Оказывается, ассистенты по актерам «Мосфильма» сняли наш дипломный спектакль, и первый кинорежиссер в моей жизни, Александр Велединский, посмотрел эту запись и велел меня вызвать.
Какой это был фильм?
Это был сериал «Закон». Валерий Тодоровский — продюсер, мои партнеры — Гармаш, Назаров, Горбунов, Раков. У меня большая роль. Вот сразу такие звезды рядом! И всё закрутилось-завертелось. Уже начались съемки «Закона», когда мне сказали, что Юрий Павлович Мороз зовет меня на пробы в «Каменскую». Что такое пробы? Велединский без проб меня утвердил. Я помню, стою на студии в буфете, а Юрий Павлович — впереди меня. Я тогда не знала его в лицо. Слышу, кто-то сказал: «А вот Аня Уколова». Он оборачивается и говорит: «О, утверждена». Оба фильма снимались в Минске. И я бегала с одной площадки на другую. Спасибо этим двум режиссерам. Я потом в каждой картине у них снималась.
У Юрия Мороза в фильме «Точка» вы сыграли проститутку, да и в фильмах «Жить» и «Географ глобус пропил» у вас жесткие роли. Почему вам все время предлагают роли женщин с несложившейся судьбой, идущих напролом?
Я об этом никогда не задумывалась. Знаете, будет лирическая роль — хорошо, нет — я не умру. Я к профессии отношусь как к профессии и благодарна за всё, что мне дарит Вселенная, за прекрасных партнеров, режиссеров. Мне жаловаться не на что.
Аня, ваш муж тоже актер?
Нет. Из публики, я это так называю. У него небольшой бизнес. Мы расписались семь лет назад, но общий быт, общие вилки-ложки у нас уже почти пятнадцать лет. Он сразу после знакомства как-то так технично остался у меня, с тех пор и живем вместе.
И ваши роли его не смущают?
Роли — это профессия. А он видит, какая я в жизни, как я его люблю и обожаю. Он мне доверяет, поэтому мы и вместе так долго. И вообще, он мной очень гордится.
Он старше вас?
Младше, на три года. Но выглядит старше, очень солидно: он такой брутальный, молчаливый, спокойный. Симпатичный! Мы с ним познакомились в клубе, куда мы с девочками зашли отпраздновать мое утверждение в фильм «Закон». То есть мы с ним с первой моей картины вместе. И до сих пор он для меня самый лучший, хотя вокруг меня много и актеров, и продюсеров, и режиссеров-мужчин. И он меня так же любит и боготворит, как и я его. Мы чувствуем друг друга даже молча.
Вы долго не рожали. Это было сознательное решение?
Когда мы начали жить вместе, я сказала, что о детях я пока думать не хочу. Не из-за карьеры, нет. Мне хотелось пожить друг для друга, поездить, попутешествовать. А уже когда мы поймем, что пора нам в семье иметь третьего, мы его родим. Мне говорили: «Ты думаешь, что, когда захочешь ребенка, он так сразу и родится? Да люди не могут годами забеременеть!» А я говорю: «У меня — да. Я сразу забеременею». Так и вышло.
Сколько уже вашему сынуле?
Два с половиной года. Макар Сергеевич Пугачев. Нескромно говорить, но у меня все есть в этой жизни: я счастлива и в работе, и в любви, и в семье. Говорят, в жизни есть белые полосы и черные. Я думаю: «Боже-боже-боже, у меня постоянно белая полоса. А вдруг начнется черная?» (Улыбается.)
Никогда в жизни не было черной полосы?
Может быть, я легко ко всему отношусь? Или просто везло. Мой муж — моя первая любовь. И училась я очень хорошо, мне платили стипендию Станиславского и Быстрицкой, как отличнице. Я никогда не бедствовала и всегда знала, что я самодостаточный человек и что, даже если не встречу любовь, я не буду жить с кем попало, не буду рожать для себя. Я знала, что у меня всев жизни будет. Может, правда, мысли материализуются.
Неужели у вас в жизни все всегда идет так гладко?
Ну, сумок не отбирали, по голове не били. Правда, однажды мой муж попал в серьезную аварию. Мы не знали, выживет он — не выживет. Я просто каждый день была рядом, меня даже в реанимацию пускали. Похудела тогда на двадцать килограмм. Но я верила, что все будет хорошо.
А вы говорите, не было черных полос.
Черная полоса была бы, если бы я сломалась с горя. Пришла, помню, к брату, он говорит: «Какой ужас! Выпить хочешь?» И я понимаю: «Если сейчас хоть грамм глотну, то сопьюсь. Это просто испытание для нас. Если мы его пройдем, все будет круто». Мы его прошли. Уже потом я даже плюсы увидела: все-таки двадцать килограмм скинула, это неплохо. (Улыбается.)
Вы недавно закончили работу в новом фильме Андрея Звягинцева «Левиафан». А как вы попали к нему?
Звягинцев меня увидел на «Кинотавре», в картине «Жить» Василия Сигарева. Кстати, в фильме я играю подружку артистки Лены Лядовой, с которой дружу и в жизни. Звягинцев этого не знал. Вот вам и судьба!
А в театре успеваете играть?
Скоро выходит спектакль «История любви» на базе компании «Независимый театральный проект», где я играю вместе с Ходченковой, Устюговым и Юшкевичем. А еще я семь лет играю в «Фигаро» в Театре Наций у Евгения Миронова. У меня там роль небольшая, но мне так нравится этот спектакль, актеры! Миронов для меня не только руководитель. Мне очень приятно, что я могу его назвать Женя, и он мне поможет в трудную минуту как друг.
Скажите, откуда в вас столько оптимизма?
Нужно по-человечески себя вести — быть добрым, позитивным, терпеливым. Надо верить в будущее, во всем плохом находить хорошее, не делать из мухи слона. У меня не было таких ситуаций, когда нужно делать выбор и идти по головам. Мне не предлагали, например, переспать за роль. И я благодарна судьбе, что этого не было. В профессии зачем я должна идти по головам? У меня что, работы мало? Я не стремлюсь непременно поехать в Америку и сыграть с Брэдом Питтом.