От «отца атомной бомбы» до девушки-Франкенштейна: сценарий к какому фильму станет лучшим на «Оскаре»

В ночь с 10 на 11 марта по московскому времени пройдет традиционная 96-ая церемония вручения премии «Оскар». Американская киноакадемия вручит статуэтки в 24 категориях, в том числе за лучший оригинальный и за лучший адаптированный сценарии. Эксперты Наталия Егорова, журналист, сценарист, продюсер и преподаватель курса «Профессия сценарист» в Нетологии и Анастасия Тимоничева, креативный продюсер и автор YouTube-канала Нетологии рассказали о том, у кого есть шансы получить заветную награду и как отличить хороший сценарий от плохого.

Legion-Media

В этом году в обеих номинациях участвуют по пять полнометражных картин. Так, за «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий» поборются следующие работы: «Анатомия падения» Жюстин Трие и Артура Харари о женщине, которую обвиняют в убийстве мужа; «Оставленные» Дэвида Хэмингсона о необычной дружбе между сварливым преподавателем и своенравным студентом; «Прошлые жизни» Селин Сон о романе, прошедшем проверку временем; трагикомический «Мак декабрь» Сами Берча и Алекса Механика о необычном любовном треугольнике; и «Маэстро» Брэдли Купера и Джоша Сингера, рассказывающий о великом американском дирижере и композиторе Леонарде Бернстайне.

В то же время в номинацию «Лучший адаптированный сценарий» включены: «Американское чтиво» Корда Джефферсона о чернокожем писателе, в шутку пишущем книгу об афроамериканской культуре, которая неожиданно становится бестселлером; «Барби» Греты Гервиг и Ноа Баумбаха о самой известной в мире кукле производства компании Mattel; «Зона интересов» Джонатана Глейзера, рассказывающая о семье коменданта Освенцима; «Оппенгеймер» Кристофера Нолана об «отце атомной бомбы»; и «Бедные-несчастные» Тони Макнамары по книге шотландского писателя Аласдера Грея о девушке-Франкенштейне, которая пытается найти свое место в обществе. 

Как отметила Наталия Егорова, при оценке номинантов на «Оскар» нужно учитывать, что это специфический формат, включающих в себя набор определенных канонов: «Например, герой говорит что-то, на него движется камера всё ближе и ближе (это называется внутрикадровым монтажом). Тогда у зрителя создается впечатление, что герой говорит нечто важное. Этот прием всегда беспроигрышный, какой бы текст в этот момент не произносил персонаж». 

Например, именно этот прием используется в фильме «Маэстро» в сцене, где Леонард Бернстайн дает интервью для книги, а также во время «публичной исповеди» под лирическую музыку в «Барби». Эксперт подчеркнула, что из-за обилия подобных штампов «оскаровские» фильмы становятся довольно предсказуемыми, и это не идет им на пользу.

Анастасия Тимоничева тоже заметила, что «Оскар», как и все премии, имеет свои специфические особенности и критерии. Перед сценаристами в обеих категориях стоит задача не «открыть Америку» своей историей, а рассказать ее максимально оригинальным способом. По ее мнению, фильмы в категории «Лучший оригинальный сценарий» не очень изящно справились с этой задачей. 

«Здесь нет, пожалуй, ни одного фильма, который как-то меня удивил, покорил или зацепил своей историей. Они преимущественно вторичные, за исключением «Прошлых жизней» и «Анатомии падения». Кто-то из них должен победить», — уточнила эксперт.

Анастасия Тимоничева пояснила, что «Прошлые жизни» имеют абсолютно понятный и простой сценарий, но в хорошем смысле этого слова. В нём понятны эмоциональные крючки, с помощью которых зритель может подключиться к истории, само повествование имеет свой шарм. При этом в «Анатомии падения» можно сделать ставку на оригинальность — это как будто детектив, но не совсем. Авторы поиграли с жанром и представили его по-своему, как глубокую семейную историю в жанре детектива. 

При этом, по словам эксперта, дела в категории «Лучший адаптированный сценарий» обстоят гораздо лучше. Главные фавориты — «Оппенгеймер» и «Бедные-несчастные».

«Оппенгеймер» возьмет много наград и в других номинациях, скорее всего, это будет лучший фильм года. Так что в этой номинации могут предпочесть «Бедных-несчастных». Этот фильм впечатлил меня во всех смыслах. Сценарий построен достаточно стройно и понятно, по всем канонам. Там есть несколько завораживающих поворотов, благодаря чему зритель не устает. В фильме отличный темп, прекрасно расписана героиня, за развитием которой увлекательно наблюдать. При этом и у второстепенных персонажей тоже есть своя история. К фильму можно эмоционально подключиться. Он выглядит свежо, здесь много разных находок, сама история и ее замысел заслуживают внимания», — рассказала Анастасия Тимоничева.

Она отметила, что в хорошем сценарии важны драматургия и внутренний конфликт. В каждой истории есть завязка, развитие сюжета, повороты сюжета, эпилог, и важно то, как эти части сценария соединены, какой между ними темп, как именно они рассказаны и что в них есть нового и цепляющего. Во многом важны диалоги и персонажи, как они прописаны, арка героя, которая представляет собой развитие его характера. Нужно понимать, интересно ли было зрителю, зацепило ли его что-то на эмоциональном уровне, и с чем он остался после просмотра. По этим критериям можно судить о качестве сценария.

В то же время Наталия Егорова подчеркнула — считается, что экранизацию писать легче, так как в литературном источнике уже есть весь необходимый материал, и это может помочь создать максимально объемного персонажа и многоуровневую историю.

«И действительно, очень много выдающихся и оскароносных фильмов являются экранизациями. Однако есть опасность закопаться в материале или попасть под сильное влияние "книжного" формата. Своим студентам я всегда говорю, что нет лучшего или худшего жанра или формата. На каждого найдется свой зритель», — заметила эксперт.

Так, в своей книге «Кино между адом и раем» режиссер Александр Митта приводит цитату одного исследователя драмы: «Из того факта, что коммерческие драмы создаются по определенным рецептам, совсем не следует, что хорошие драмы создаются по другим рецептам».

С ней согласна и Анастасия Тимоничева. Эксперт заметила, что, например, если обратиться к списку 200 лучших фильмов, скорее всего, адаптированных сценариев там будет больше, чем оригинальных. Вообще если начать вспоминать любимые фильмы, большинство из них основаны на книге или реальных событиях. 

«Написать адаптированный сценарий легче, чем создать оригинальную историю, потому что тебе нужно проделать меньше работы. У тебя уже есть какая-то основа под ногами, тебе не нужно изобретать историю с самого начала. Более того, не стоит забывать о том, что продюсеры и студии больше предпочитают адаптированные сценарии, потому что в этом меньше риска. Если какая-то книга выстрелила, значит, высока вероятность, что фильм тоже будет популярным. Снять фильм — дорогое удовольствие, и решиться на то, чтобы какую-то историю визуализировать, сложно. В этом плане наличие какой-то работающей проверенной истории дает вашему сценарию больше шансов воплотиться в жизнь».

Научиться превращать идеи в истории, придумывать интригующие сюжеты и создавать героев, а также подготовиться к питчингу сценариев перед экспертами индустрии помогает курс Нетологии «Профессия сценарист».