Современное искусство: что это такое, как его понять и почему так дорого

У актуального искусства очень широкий контекст — вы не узнаете наверняка, что хотел сказать автор. Почему же мы стоим в очередях на модные выставки?

DR Марат Morik Данильян «Истанска коррида #1»

С 6 по 9 сентября в Москве в шестой раз пройдет Cosmoscow — ярмарка современного искусства международного масштаба. Искусствовед, основатель проекта «Школа популярного искусства Op_Pop_Art» Анастасия Постригай специально для читателей OK-MAGAZINE.RU объясняет, что такое современное искусство, как к нему подступиться и кто делает погоду на арт-рынке.

Что такое современное искусство?

Давайте будем честными: современное искусство пугает и притягивает одновременно. По этому предмету не существует толковых учебников или внятных курсов, потому что все происходит здесь и сейчас. С вами. И перед тем, как нырнуть в этот водоворот, стоит договориться на берегу: то, что мы видим перед собой сейчас — это искусство актуальное. Этот термин не употребляется так часто, как «современное искусство», но все же он более верный. Работы ныне живущих художников — это история про то, как они ощущают наше время.

Хочу разбираться в актуальном искусстве. С чего начать?

Расслабьтесь. Как на кушетке на приеме у психолога. Важно усвоить, что у актуального искусства очень широкий контекст — вы никогда не знаете наверняка, что хотел сказать автор. Художники полагаются на своих зрителей, они даруют нам свободу и право самим придумывать смыслы. И что бы вы ни придумали, вы не ошибетесь. Но если все-таки хочется основательной конкретики, обратитесь к контексту. Изучите биографию художника. Откуда он родом? В каких обстоятельствах стал художником? Чем увлекается? Сколько, в конце концов, стоит эта непонятная картина, на которую вы сейчас смотрите?

Жан Базен. Морской ветер

Если картина дорогая — значит, художник хороший?

Это, пожалуй, самый сложный вопрос. Ситуация на современном арт-рынке очень неоднозначна. Признаться, старый фонд — картины художников прошлых столетий — куда более надежный объект инвестиций. Такое искусство хорошо изучено, у произведений чаще всего богатая история владения, то есть провенанс. И зачастую интересный провенанс может поднять цену картины до небес, хотя сама по себе она и не несет в себе большой материальной ценности. С актуальным искусством сложнее. Мы пока не знаем, кого из наших современников в XXII веке будут считать гением, а кого — бездарной выскочкой, а чьи имена и вовсе забудут. Поэтому во времена экономического кризиса коллекционеры покупают произведения старых мастеров, а на подъеме не боятся вкладываться в современных.

Получается, все решают коллекционеры?

Да. Не хочу вас разочаровывать, но мы стоим в длинных очередях на модные выставки потому, что кто-то уже оценил эти произведения. Измерил их потенциал в деньгах. Сегодня слово арт-критика почти ничего не значит. Прав не тот, кто знает, а тот, кто покупает. Самыми активными и знаменитыми коллекционерами до сих пор остаются европейцы и американцы, хотя на Востоке происходит настоящий бум коллекционирования. Кто-то банально инвестирует в произведения искусства, а кто-то, как Франсуа Пино или Роман Абрамович, коллекционирует по велению души. Однако обе категории одинаково влиятельны в арт-бизнесе.

Где продаются произведения искусства?

Существуют аукционные дома. Самые крупные игроки на рынке — Sotheby’s и Christie’s. Там выставлены не только произведения искусства. Торги на этих площадках, безусловно, самые жаркие. В России тоже есть аукционный дом — VLADEY, организованный Владимиром Овчаренко, основателем галереи «Риджина».

Где, кроме музеев, можно увидеть актуальное искусство?

У рынка нет задачи загнать актуальное искусство в музеи. Конечно, есть несколько удачных примеров. В Москве это «Гараж» и ММОМА. Чаще всего актуальное искусство обитает в более подвижном пространстве. Основные форматы — выставка и ярмарка.

Работа художника Aljoscha

Важнейшие выставки актуального искусства — это Венецианская биеннале и «Документа» в Касселе. Кураторов этих событий выбирают самым тщательным образом, а участие в них считается едва ли не вершиной карьеры для художника. По крайней мере, стоимость его работ после этого гарантированно возрастет. Я бы назвала Венецианскую биеннале и «Документу» этакими смотрами художественных достижений. Увы, но сегодня этот формат переживает кризис. Мегавыставки проводятся раз в два года — слишком маленький срок, чтобы в искусстве произошло что-то принципиально новое.

С ярмарками дела обстоят немного лучше, и не последнюю роль здесь снова играют деньги. Ярмарки вроде престижной Art Basel совмещают в себе формат выставки и аукциона. Единственная в России международная ярмарка Cosmoscow тоже выстроена по принципам «купля-продажа» и «изучение-созерцание». Искусство здесь не выходит к тебе напрямую, как на биеннале, но дает понять, что оно где-то рядом, и ты в любой момент можешь его оценить. Или прицениться — смотря за какую команду на арт-рынке ты играешь.