Ольга Карпуть: «Я бы не сказала, что Париж модный город»

Игорь Клепнёв

Ольга Карпуть, владелица главного concept store в России «Кузнецкий Мост 20», постоянно в объективе международных изданий о моде. Как новый колумнист ОК! она готова делиться с читателями фэшн-инсайдом и вдохновением. А пока рассказывает нам о своем детище и о том, почему в России, если говорить о стиле, потенциала гораздо больше, чем в Париже.

Концепт успеха

Я много путешествовала, многое видела, мне казалось, что настоящего concept store в Москве нет, а потребность в нем есть. Во время запуска проекта случился кризис 2008 года. Мы тогда как раз были в процессе ремонта. Шутим иногда в команде, что проект — это наш ребенок. Ровно девять месяцев ушло на то, чтобы задумка воплотилась в реальность — от момента первой закупки до открытия. Забавная история произошла, когда мы пересеклись с Домом Margiela в выборе локейшена. Практически в одно время с нами они рассматривали эту же точку — Кузнецкий Мост, 20 — в качестве флагмана Maison Martin Margiela и даже уже внесли задаток за аренду. Но мой муж (бизнесмен Павел Тё. — Прим. ОК!) решил оставить за нами исторический особняк, который так нелегко достался его компании. Так что мы «подрезали» Margiela на входе. (Смеется.) Место историческое, торговое. Здесь раньше располагался бутик Valentino — с позолотой, вензелями и бронированным пунктом обмена валют внутри, один из первых люксовых магазинов в Москве, «намоленное» место.

Революционные идеи

Мы делали революцию. Проект до сих пор свеж для Москвы. Само пространство магазина мобильное, оно включает в себя и бутик с одеждой, и кафе, и площадку для игры в настольный теннис. А при желании всё это легко трансформируется в зону галерейной инсталляции или вечеринки, благо вся мебель — на крюках подвесных или на колесиках. Мы неоднократно слышали критику в адрес нестандартного дизайна и пространства на Кузнецком, и онлайн-магазина, где «всё мелькает и сложно выбирать». Но мы спокойно к этому относимся. Команда, которая открывала магазин, не имела прямого опыта в ретейле, поэтому многое происходило интуитивно, без опоры на опыт, который был у коллег на российском рынке. Перед нами не стояло задачи — да и сейчас не стоит — составить ассортиментные матрицы и закупить столько-то черных брюк. В нашем случае если брюки не интересны, то они не продадутся. Мы с командой отслеживаем сильные позиции в коллекции того или иного дизайнера, закупаем точечно и можем себе позволить довольно гибко менять закупку от сезона к сезону. А чаще всего происходит так: вещи сами себя продают. Исповедуя творческий подход к выбору моделей, за личную шестилетку мы добились неплохих результатов. Говорю без ложной скромности. Мировая пресса никогда не пропускает нас в своих рейтингах и подборках лучших концепт-сторов мира. Если смотреть глобально, то первые концепт-сторы, включая культовые Colette и Dover, постепенно теряют свою былую силу: зачастую коммерциализируются и становятся не такими «острыми». И некоторые новые площадки вдохновлялись как раз нашим проектом. Например, парижский Broken Arm: его владелец встречается с русской девушкой, и вещи Гоши Рубчинского четыре года назад он покупал именно у нас...

Естественный отбор

«КМ20» аккумулирует самых талантливых. Среди дизайнеров, с которыми мы работаем, Raf Simons, Vetements, Гоша Рубчинский, J.W. Anderson, Lemaire, Marques’ Almeida и многие другие. Это люди, которые влияют на развитие моды.

Для нас крайне важно, что вещи, которые мы выбираем и продаем, — первоисточники. Не копия и не тираж… Без таланта, я считаю, нет коммерции. Если ты что-то скопировал с целью «схватить» сезон и заработать, попав в струю c какой-то вещью или формой, то через сезон-два обман вскроется. Что ты тогда сможешь предложить? Здесь также возникает тема «нового люкса». Талантливые молодые дизайнеры вкладывают частицу своей души в каждую вещь, в то время как массовое производство больших известных Домов этого шанса не дает. Делая выбор в пользу молодых и талантливых, ты имеешь возможность каждый день носить абсолютный люкс, тебе не нужен повод. И у этих вещей совсем другая энергия.

Самая стильная в России

Для меня и для моей команды рейтинг Buro 24/7 (Ольга Карпуть названа самой стильной девушкой в России. — Прим. ОК!) был большим сюрпризом. После этого я прочитала о себе много нелестных отзывов в Интернете. Интересно. Мне нравится определение, данное моему стилю крайне культурным изданием Amuse в материале про ретейл в России, — East meets West («Восток встречает Запад»). Есть в этом и легкость, и витальность, и лиричность. До этого в ответ на вопрос про свой стиль я шутила: спорт плюс мода. (Смеется.) Вообще, приятно наблюдать, как живо и с большим интересом мировая пресса поддерживает сейчас всё, что происходит в индустрии моды в России. А мы, в свою очередь, делаем всё возможное, чтобы уверенно встраивать Москву в ряд мировых модных столиц. И в этом я вижу важную, даже облагораживающую функцию «КМ20» для Москвы.

Москва не Париж

Я бы не сказала, что Париж модный город. Если взглянуть на него не в период очередной Недели моды, то местные в принципе не интересуются современным модным контекстом. Там всё расцветает только в период массового слета фэшн-крауда: журналистов, байеров... Кажется, невероятно модный город! Даже на улице можешь подсмотреть тренды на следующий сезон. И в концепт-сторах начинается истерия: люди, кажется, умрут, если прямо сейчас не купят Raf Simons или J.W. Anderson. Но как только Неделя закончится, уйдет и модное «послевкусие». У Москвы гораздо больший потенциал в этом смысле. Сейчас быстро увеличивается число молодежи, которая легко соглашается на модные эксперименты. Можно уверенно сказать, что мы воспитываем новое поколение модников. Они порой совсем юные, но о моде знают больше прочих фэшн-журналистов. Пул наших клиентов — те, кто верит нам, нашему отбору. Даже сомневаясь, всё равно решаются на покупку, а уже в процессе осознают прелесть вещи. И пусть это почему-то длинные рукава, но потом видишь такие же у Рианны. Мне кажется, в этом наша заслуга, образовательная функция. Мы верим, что все наши клиенты объединены наличием некоей внутренней свободы.

Новая религия

Не люблю слово «религия». Детокс и йога — это моя рутина. Вегетарианство и здоровое питание — это то, без чего я уже не могу жить. Это мой выбор по вкусовым пристрастиям и по соображениям этики. Что касается детокса, то это единственное средство спасти себя в мегаполисе. Заботиться о себе — вот что бы я назвала настоящим люксом. Очень круто, когда ты можешь посвятить день только очищению себя. Мне кажется, мы постепенно придем к пониманию этого, просто такая модель питания пока еще инновационна для российского менталитета. Слишком много еще майонеза в Росcии. Питаясь сбалансированно и функционально, ты становишься приятным в общении человеком. Экокатастрофы в мире происходят только из-за того, что человечество должно обеспечивать себя животным кормом. Когда ты осознаешь это, не хочется в этом участвовать. Когда люди открыли огонь, они ускорили приготовление пищи в разы. А сейчас смузи и крупы — это вообще новый виток эволюции.

«Люблю конфетки по утрам»

У меня трое детей. Сын родился в сентябре 2015 года. А в октябре я была уже на неделях моды. Я сама езжу на все закупки, мне важно, куда движется мода, важно ничего не пропускать, важна «насмотренность». Помню, на четвертый день после родов я сходила на премию журнала GQ, чем всколыхнула всю московскую общественность, и посыпались комментарии из серии «мать-кукушка», «бросила ребенка». А что ж такого, не ужинать с мужем, что ли? Это абсолютно современная история. Семья у меня всегда на первом месте. На нее всегда есть время. Мои девочки (Соня — 8 лет, Саша — 4 года. — Прим. ОК!) живо интересуются, чем занимается мама. Я им немножко завидую: в моем магазине они смотрят на лучшие образцы современной моды.

Соня однажды была со мной на закупочной сессии и выдала крутой чойс, даже менеджеры марок удивились. Мы семь часов бегали по встречам, и она, казалось, совсем не устала. А в конце дня сообщила, что ей больше всего понравился Hood by Air и белка у Наташи Алавердян. Отличная память! Пример родителей всегда работает. Только им ты мотивируешь детей на успешную и счастливую деятельность и жизнь. Важно лишь реализоваться самим родителям.

Фото: Игорь Клепнёв. Стиль: Светлана Танакина.

Текст: Ирина Свистушкина. Макияж и прически: Юлия Точилова