Интервью с владельцем парфюмерного дома Atelier Flou Жаном-Франсуа Кабо

Жан-Франсуа Кабо увлекался музыкой, занимался антикризисным менеджментом, реинкарнировал модный дом Balenciaga, а теперь создал собственный парфюмерный бренд Atelier Flou и привез его в Россию в разгар санкций и политических дискуссий. Подробнее об этом — в интервью Яны Лапутиной, постоянного автора ОК! и совладелицы клиники эстетической медицины «Время красоты»

DR

Жан-Франсуа, будучи человеком искусства, вы занялись маркетингом и открыли свой собственный парфюмерный дом. Как это произошло?

Здесь есть прямая связь: необходима способность не к консолидированному мнению, а к индивидуальному мышлению. Это свойственно не только музыкантам и писателям, но и топ-менеджерам и парфюмерам. Создание аромата ничем не отличается от написания текста или музыкального произведения.

В чем основная идея ваших ароматов?

Изначально ее не было вообще. Своей творческой команде во главе с парфюмером я дал рисунки и стихи, которые написал сам. Они передавали важные для меня ощущения и эмоции. Ароматы Atelier Flou — трансформация слов и рисунков в запахи.

Сколько времени уходит на то, чтобы стихотворные строки превратились в парфюмерные нотки?

Не менее двух лет! Я работаю с одним парфюмером, которому полностью доверяю. Он живет в Грассе, я — в Париже. Я постоянно получаю от него образцы ароматов, которые ношу какое-то время, после чего мы начинаем их дорабатывать.

Между юношеским увлечением музыкой и сегодняшней парфюмерной реальностью была еще работа с Balenciaga. Говорят, что именно вы вернули этот Дом на мировые модные подмостки.

Этот опыт был просто потрясающим! Но начать надо с того, что контракт был предложен моей компании, которая на тот момент занималась антикризисным менеджментом. Нам нередко приходилось возвращать к жизни компании — многие из них занимались средствами по уходу за кожей, — распускать имеющийся персонал и набирать новых сотрудников. Многие банки обращались ко мне с предложением выкупить долю в той или иной компании, которая терпела банкротство. Мой портфель активно увеличивался, а однажды к нему присоединилась компания Balenciaga, которая на тот момент находилась в весьма плачевном состоянии. От модного дома, шикарного и элегантного, почти ничего не осталось — какие-то жалкие крохи! Дело в том, что бренд купила немецкая компания, которая хотела дважды в год приезжать в Париж и справляться о состоянии дел, при этом не прикладывая никаких усилий к развитию бренда. Как бы пафосно это ни звучало, но моя деятельность способствовала возрождению феникса! Я постарался обратить внимание на «сердцевину» бренда, изменить вектор развития бизнеса, представление о нем на рынке, и, думаю, у нас всё получилось.

Переключение с антикризисного управления на парфюмерию — это вызов?

Сегодня есть два ключевых фактора в мире парфюмерии: с одной стороны, никто не может предсказать успех аромата, а с другой — можно просчитать затраты на создание новых духов. Когда большая компания решает запустить новый продукт, то отдел маркетинга четко просчитывает план затрат и риски. Создание духов становится математикой, помноженной на прогнозы и бесконечные ожидания, воплощенные в цифрах, что совершенно убивает душу аромата. Для меня духи — это не маркетинг, а творческий процесс, и я готов принять на себя все риски неуспеха!

Сегодня Atelier Flou — это бизнес или всё же увлечение?

Очень маленький, но уже бизнес. Для избранных. Я принципиально не хочу увеличивать рынок сбыта: у нас один магазин в Париже, два в Лондоне и один в Москве.

Это ваш антикризисный вклад в отношения между Францией и Россией?

(Смеется.) Можно сказать и так! Хотя мне кажется, что роскошь моих ароматов отлично вписывается в русскую эстетику! Сейчас у нас десять ароматов, и мы работаем над новыми. Расширять линейку я, безусловно, буду, а вот насчет рынка не уверен.

Чтобы отыскать итальянский кипарис, российский кориандр и гватемальский кардамон и создать новый мужской аромат Katana, парфюмеру пришлось изрядно попутешествовать.

Женский аромат Paradis Paradis — квинтэссенция работы с редким и очень сложным для парфюмерии ингредиентом — ирисом. Лишь немногим парфюмерам удается его сублимировать. Название аромата заимствовано из романа современного французского автора Жана-М