11 января 2017

Мартин Скорсезе рассказал о фильме «Молчание», над которым работал 28 лет

 Главные роли в драме сыграли Эндрю Гарфилд, Адам Драйвер и Лиам Нисон

Фотография: DR

В основу фильма положен описывающий реальные события роман Сюсаку Эндо, в котором японский классик изучает духовные и религиозные аспекты божественного попустительства насилия и гонения. Иезуитский падре Кристован Феррейра — реально существовавший персонаж — прибывает в Японию в качестве миссионера, но в 1635 году его отлучают от католической церкви, он принимает буддизм и женится на японке.

Героями романа Сюсаку Эндо и фильма Мартина Скорсезе становятся два ученика Феррейры — падре Себастьян Родригес и падре Франсиско Гаррпе. Священники отправляются в Японию, чтобы выяснить судьбу своего учителя. Феррейру, который организовал христианскую миссию в Японии, обвиняют в отступничестве от иезуитских догматов. Ученики убеждены, что их наставник продолжает проповедовать в тайне, поскольку открытое признание христианской веры может стоить жизни.

Книга «Молчание» попала в руки Мартину Скорсезе еще в далеком 1988 году, и с тех пор режиссер обдумывал пути реализации своего кинопроекта. «Вопросы, которые задает читателю Эндо, не давали мне покоя с раннего детства, — говорит режиссер. — Я вырос в семье ревностных католиков, поэтому религия играла в моем воспитании далеко не последнюю роль. Восприятие теологических догм римско-католической церкви глубоко въелось в детское подсознание и сформировало основы того, что мы называем верой».

Мартин Скорсезе и Эндрю Гарфилд на съемках

Скорсезе добавляет, что книга открыла ему глаза на многие глубокие аспекты христианства, которые, по его признанию, «по сей день тревожат его». «Я нахожусь в том возрасте, когда невольно начинаешь задумываться о противостоянии веры и сомнения, о человеческих пороках, о бренности человеческого тела и бессмертии души. Эти темы стали своеобразными струнами, на которых Эндо виртуозно сыграл музыку своей книги»,— говорит он.

В конце 1980-х режиссер приступил к работе над сценарием вместе с Джеем Коксом, рассчитывая, что «Молчание» станет его следующим фильмом. Однако получилось иначе: сначала он отверг черновой вариант сценария, затем выяснилось, что будет очень непросто найти финансирование для столь неоднозначного проекта. Словом, работа была отложена. В следующие несколько лет Скорсезе обдумывал поднимаемые в книге темы и представлял себе персонажей, периодически встречаясь с Коксом и дорабатывая черновик. В общей сложности на создание сценария ушло 15 лет.

Источники финансирования будущего фильма продюсеры начали искать лишь в 2008-2009 годах. Задолго до этого начался поиск локаций.

«Мы искали интересные локации по всему свету и, наконец, остановили свой выбор на Тайване, — рассказывает Скорсезе.— Два острова очень схожи и по ландшафту, и по климату, и по линии гор. Кроме того, у нас был выход к морю, столь необходимый по сюжету».

Производственный период начался 31 января 2015 года в Тайбэе. Съемки были непростые. «Многие локации действительно были сложными и даже опасными,— признает Скорсезе. — На самом деле это были, пожалуй, самые сложные съемки в моей жизни, но того требовала суть истории. Действие многих сцен происходило в лачугах и пещерах, в грязи или на скользких отвесных склонах».

Финальные сцены фильма, действие которых происходит в Дэдзиме и Нагасаки, сняли в студии. Съемочный период закончился поздно вечером 15 мая 2015 года. В общей сложности съемки заняли около пятнадцати недель.

Главные роли в фильме сыграли Эндрю Гарфилд, Адам Драйвер и Лиам Нисон.

«Каждый съемочный день для меня начинался в Японии 1640-х годов, во всяком случае, я это представлял,— рассказывает исполнитель одной из ролей Эндрю Гарфилд. — Съемки на завораживающих натурных площадках Тайваня стали для нас настоящим подарком. С нами работала поистине интернациональная команда, наверное, впервые в моей карьере. Дух захватывало, когда я видел всех этих людей, строящих деревню, в которой гениальный режиссер будет рассказывать полную боли и скорби историю».

В России картина выйдет 26 января 2017 года.