Музей современного искусства «Гараж» представил программу на 2017 год

Музей отдаст дань прошлому и внесет свой вклад в будущее, оставаясь местом, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю

DR

В 2017 году во всем мире будет отмечаться столетие Октябрьской революции в России. К этой дате музей современного искусства «Гараж» подготовил выставочную программу, в центре которой — проекты художников, обращающихся в своем творчестве к самым актуальным социальным, культурным и политическим проблемам сегодняшнего дня.

Весной посетители смогут познакомиться с творчеством современных российских художников на первой триеннале российского современного искусства, которую будут сопровождать выставка-исследование архивной коллекции и новый, уже четвертый по счету проект в рамках программы Garage Atrium Commissions.

Летом «Гараж» представит четыре абсолютно не похожих друг на друга выставки — персональные экспозиции Стивена Коутса и Пола Хартфилда, Дэвида Аджайе, Самми Баложи и Рэймонда Петтибона, а осенью музей приглашает всех на первую российскую выставку суперзвезды японского искусства Такаси Мураками.

На протяжении всего года на площади Искусств будут демонстрироваться новые произведения Уго Рондиноне и Такаси Мураками, созданные специально для музея «Гараж».

В конце года завершится уникальный курс подготовки глухих экскурсоводов, разработанный инклюзивным департаментом. Итогом курса станет комплектование художественных музеев Москвы компетентными экскурсоводами, умеющими разрабатывать и проводить экскурсии на жестовом языке.

Восемь новых проектов программы «Полевые исследования» расскажут о забытых и малоизученных событиях, философских позициях, пространствах и героях русской культуры в рамках второго «отчета о ходе работ», который будет представлен на выставке зимой 2017 года. В следующем году будет запущена издательская серия «ГАРАЖ.txt», задача которой — публикация исследований русских авторов, отобранных экспертной комиссией музея, пишущих о современном искусстве и культуре.

ВЕСНА

«ПО НАПРАВЛЕНИЮ К ИСТОЧНИКУ»

Ольга Чернышёва, Вячеслав Курицын, Владимир Логутов, Андрей Монастырский, Кирилл Савченков

1 февраля — 23 апреля 2017

Вид экспозиции выставки Авдея Тер-Оганьяна «За абстракционизм» в галерее в Трехпрудном переулке. 21 мая 1992, Москва. Фотограф Игорь Мухин. Фонд «Художественные проекты», Архив Музея современного искусства «Гараж»

Первый проект музея «Гараж», в котором художникам было предложено провести исследование архивной коллекции музея и по результатам сделанных открытий создать новую работу или разработать собственную интерпретацию документов архива. Пять участников проекта — художники разных поколений, с разными стратегиями — в течение восьми месяцев пристально изучали коллекцию. На основе своих исследований они пришли к новому пониманию архива, документов, оказавшихся в центре их внимания, и исторических обстоятельств, породивших эти документы.

Художники СССР, особенно андеграундные, тратили много энергии на архивную деятельность, видя в ней альтернативу официальному историческому повествованию. Критическая работа с институциональным архивом, однако, ранее не велась. Выставка обращается к проблеме субъективности, на которой основываются устные свидетельства и личные истории, и связывает между собой прошлое и настоящее. Ее участники помещают коллективную историю искусства в новую перспективу, находя в следах деятельности своих предшественников точки отсчета для нового понимания истории или пристрастного диалога с прошлым.

ТРИЕННАЛЕ РОССИЙСКОГО СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

10 марта — 14 мая 2017

В процессе подготовки первой триеннале российского современного искусства команда музея «Гараж» провела масштабный анализ художественной ситуации в стране. Тесно сотрудничая с местными экспертами в области современного искусства, кураторы триеннале исследовали более 40 городов России и встретились с более чем 200 художниками в возрасте от 19 до 69 лет. Шесть кураторов пересекли 11 часовых поясов, объехали восемь федеральных округов страны от Тихого до Северного Ледовитого океана. Результатом этого исследования станет выставка, которая объединит работы более 60 художников и будет посвящена «духу времени» и осмыслению разнообразных социальных тенденций, формирующих региональную художественную жизнь.

В экспозицию, которая развернется в музее «Гараж» и парке Горького, войдут произведения, созданные после 2012 года или сделанные художниками специально для триеннале. Все художники-участники будут приглашены в Москву на открытие выставки — это поспособствует развитию и укреплению профессиональных художественных связей. Важнейшей частью проекта станет программа лекций, круглых столов, показов и выступлений художников, историков, кураторов и активистов со всей страны, посвященная локальным художественным сценам.

ИРИНА КОРИНА, «ХВОСТ ВИЛЯЕТ КОМЕТОЙ»

GARAGE ATRIUM COMMISSIONS

10 марта — 6 августа 2017

Эскиз работы автора

Четвертым проектом программы Garage Atrium Commissions станет работа московской художницы Ирины Кориной — трехэтажная конструкция, перекликающаяся с эклектичным архитектурным ландшафтом Москвы. Сценограф по образованию, Корина создаст колоритный синтез старого и нового, используя для этого материалы, часто встречающиеся в оформлении станций метро и торговых площадок, а также корпоративных и религиозных зданий. Зрителям предлагается проникнуть внутрь этого странного сооружения с тайными переходами и скрытыми комнатами, которое представляет собой своеобразный оммаж уличным рабочим и, кроме того, предлагает альтернативный путь из атриума в выставочные галереи музея.

Эта инсталляция, открытие которой приурочено к первой триеннале российского современного искусства, станет архитектурным дополнением выставки, обращенной к теме национальной и культурной идентичности со всеми ее противоречиями, юмором и пафосом. Говоря о концепции своей новой работы, художница поясняет: «Речь здесь идет о чувстве разочарования, возникающего из-за стремления к чему-то недостижимому, а также о том, как наше представление о желанном будущем сталкивается с окружающей действительностью».

УГО РОНДИНОНЕ, «МЫ СТАНОВИМСЯ ЛЕГЧЕ»

GARAGE SQUARE COMMISSIONS

10 марта21 мая 2017

Уго Рондиноне. Рассвет. Восток, 2010. Музей Дондтов-Даненсов, Дёрле

Уго Рондиноне. Семь магических гор, 2016. Художественный музей штата Невада и Фонд паблик-арта, Лас-Вегас

Новый проект швейцарского художника Уго Рондиноне, созданный для программы Garage Square Commissions. Вдоль всего здания музея протянется стена с рисунками, сделанными полноправными соавторами проекта — детьми от 4 до 10 лет, с одним-единственным сюжетом: радугой во всех ее формах и видах. Рондиноне, записавший специальное видеообращение к детям, попросил нарисовать радугу — универсальный образ для художника, утверждающий любовь, многообразие, бесстрашие, оптимизм и радость жизни. К участию в проекте, подготовка которого займет четыре месяца, приглашены дети, посещающие детские и семейные мероприятия музея «Гараж», и воспитанники детских домов и специализированных интернатов по всей стране.

ЛЕТО

20 мая — 13 августа 2017

Через шесть лет после показа в Москве знаменитой выставки-инсталляции JapanCongo, посвященной искусству двух важных и при этом очень разных культурных традиций, которая была подготовлена Карстеном Хёллером и Жаном Пигоцци, музей «Гараж» возвращается в Конго — бывшую бельгийскую колонию, которая в годы независимости стала центром яркого явления — народной живописи. Выставка показывает картины местных авторов периода правления Мобуту Сесе Секо и позже. В ее основе лежит собрание Королевского музея Центральной Африки в Брюсселе. Куратором стал инсайдер — молодой конголезский художник Самми Баложи. Он поместил исторические картины, уличные сцены и идеализированные портреты, созданные его земляками, в плотную сеть личных документов, исторических фактов, воспоминаний о колониальных временах.

«ДЭВИД АДЖАЙЕ: ФОРМА, МАССА, МАТЕРИАЛ»

7 июня 30 июля 2017

Сколково

Sugar Hill

Выставка представляет собой масштабный обзор 17 лет работы одного из самых оригинальных молодых архитекторов нашего времени. Экспозиция находящегося в середине своего творческого пути Дэвида Аджайе включает эскизы, мебель, рисунки, прототипы архитектурных элементов, фильмы и архитектурные модели, в том числе большую визуализацию Московской школы управления «Сколково». Разработанный Аджайе дизайн экспозиции предполагает поэтапное знакомство с произведениями архитектора, позволяющее увидеть процесс работы с момента появления концепции до ее реализации. Кроме того, частью экспозиции станет самое масштабное из когда-либо проведенных исследований об архитектуре африканских городов.

Выставка «Дэвид Аджайе: форма, масса, материал» была инициирована Домом искусств в Мюнхене и Чикагским институтом искусств. Кураторы: Оквуи Энвезор и Зои Райан.

РЭЙМОНД ПЕТТИБОН

7 июня — 13 августа 2017

Музей «Гараж» продолжает сотрудничество с крупнейшими мировыми институциями и совместно с нью-йоркским Новым музеем впервые в России представляет масштабную выставку американского художника Рэймонда Петтибона, который получил широкую известность в 1980-х, когда создавал рекламу, фанзины, обложки альбомов для панк-сцены Лос-Анджелеса. Придуманный им логотип группы Black Flag стал едва ли не самым узнаваемым графическим образом в истории музыкальной индустрии. Выставка в музее «Гараж», однако, будет сосредоточена на художественной практике Петтибона. Работая только с различными видами графики и текстом, он предлагает модели осмысления самых острых явлений политической и социальной жизни, стирая различия между высокими и низкими жанрами и вовлекая героев массовой и элитарной культуры. На выставке будет представлено около 300 произведений художника.

Реймонд Петтибон

Выставка организована Новым музеем (Нью-Йорк) совместно с Музеем современного искусства «Гараж» (Москва). Кураторы: Гэри Каррион-Мюрейери и Массимилиано Джони.

ЛЕТНЯЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА АРХИВА МУЗЕЯ «ГАРАЖ»

Июнь — август 2017

Летом 2017 года группа российских и международных экспертов будет заниматься изучением архивных материалов коллекции Леонида Талочкина, находящейся в собрании музея «Гараж». Записные книжки, письма и дневники коллекционера с подробной хроникой художественной жизни Москвы являются уникальными свидетельствами о неофициальной культурной жизни и ее участниках, сыгравших ключевую роль в становлении российского современного искусства. Архив Талочкина позволяет проследить творческий путь многих российских художников и изменения художественной сцены Москвы с конца 1950-х до перестройки.

«МУЗЫКА НА КОСТЯХ»

14 августа — 5 октября 2017

Выставка «Музыка на костях» посвящена социокультурному феномену, который возник в СССР в 1940-е годы и существовал на протяжении двух следующих десятилетий. В этот период советские меломаны использовали пленку с рентгеновскими снимками как основу для нелегальных записей запрещенной музыки — джаза, рок-н-ролла и песен русских эмигрантов. «Музыка на костях» познакомит аудиторию с обстоятельствами создания этих аудиозаписей и расскажет увлекательную историю, в которой пересекутся музыкальный самиздат, андеграундная культура, события холодной войны и человеческие отношения. В проект войдут подлинные образцы аудиозаписей — копии грампластинок, сделанные на рентгеновских снимках, исторические документы, печатная продукция и архивные материалы, связанные с этим уникальным явлением.

Выставка «Музыка на костях» — расширенная экспозиционная версия исследовательского проекта X-Ray Audio британских художников Стивена Коутса и Пола Хартфилда.

ОСЕНЬ

ТАКАСИ МУРАКАМИ

28 сентября 2017 — 4 февраля 2018

Выставка в Музее современного искусства «Гараж» — первая ретроспектива Такаси Мураками в России, охватывающая несколько периодов творчества художника с середины 1990-х годов до наших дней. Впервые помещая его произведения в более широкий контекст японской культуры, выставка воздает должное многолетней работе Мураками, который творчески переосмысляет и объединяет традиции Востока и Запада. Экспозиция состоит из пяти разделов, каждый из которых посвящен тому или иному феномену японской культуры, формально или семантически освоенному в художественной практике Мураками. Проект демонстрирует результаты исследований художником некоторых особенностей национальной культуры и коллективного сознания, которые ставят под сомнение грань между высокой и массовой культурой, объединяя различные медиа в единый поток образов.

Такаси Мураками. Каикаи. 2000-2005 Сталь, стекловолокно, синтетическая резина, масляная краска, акрил

Такаси Мураками. Пурпурная сердцешапка. 2002. Сталь, стекловолокно, синтетическая резина, масляная краска, акрил

В состав выставки войдут живопись, графика (в том числе тиражная), фильмы и анимация Мураками из государственных и частных коллекций, японская гравюра и живопись из собраний Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Государственного музея искусства народов Востока (Москва), а также манга, аниме и артефакты из студии Мураками. В рамках проекта, подготовленного в тесном сотрудничестве с художником, будет также представлен ряд новых работ, в том числе монументальная скульптура для площади Искусств перед музеем. К выставке будет издан каталог, который представляет собой первую крупную публикацию о художнике на русском языке.

ПЯТАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АРХИВ: СПАСИТЕЛЬ, ИЗОБРЕТАТЕЛЬ, СВИДЕТЕЛЬ»

13–14 октября 2017

Конференция исследует роль архивов в документации событий и художественных практик в ситуации отсутствия каких-либо других визуальных свидетельств. В центре конференции — вопросы, связанные с местами со сложной политической историей, ее искажением, изобретением и противоречивостью.

«ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ОТЧЕТ О ХОДЕ РАБОТ II»

Тарек Атуи и Council, Самми Баложи, Мариам Гани, Сусанна Гюламирян и Раффи Давтян, Мэттью Дей Джексон и Гленн Кайно, Дмитрий Гутов и Давид Рифф, Александра Сухарева, «Что делать»

23 октября — 1 декабря 2017

Софья Островская, начало 1920-х. Изображение из книги Островская С. Дневник. М.: Новое литературное обозрение, 2013

Кадр из кинофильма «Неверный путь», 1991, режиссер Джуваншер Хайдари Производство Афганфильм

К осеннему сезону музей «Гараж» готовит вторую редакцию выставки «Полевые исследования: отчет о ходе работ», которая объединит несколько проектов, реализуемых со времени последней презентации программы в 2015 году. Выставка, посвященная находящимся в работе исследованиям — от тайных обществ блокадного Ленинграда до генеалогии советских домов культуры, которые рассматриваются как пространства освободительных встреч с культурой и искусством, — познакомит широкую публику с увлекательными, но малоизвестными историями и незамеченными явлениями жизни.

МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ГАРАЖ» — место, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю.

Основанный в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем, музей является первой в России филантропической организацией, направленной на развитие современного искусства и культуры. Широкая программа выставочной, образовательной, научной и издательской деятельности, проводимая музеем, отражает актуальные процессы, происходящие в русской и международной культуре, и создает возможности для публичного диалога, создания новых произведений и их критического осмысления. Центром этой деятельности является коллекция музея — первый в стране архив, посвященный истории современного русского искусства с 1950-х годов до наших дней.

Первоначально институция размещалась в знаменитом здании Бахметьевского автобусного парка в Москве (в честь которого и получила свое название), спроектированном архитектором-конструктивистом Константином Мельниковым. В 2012 году музей «Гараж» переехал в парк Горького, во временный павильон, созданный знаменитым архитектором Шигеру Баном. Еще через год рядом с павильоном открылся Образовательный центр музея «Гараж». 1 мая 2014 года Центр современной культуры «Гараж» перешел в статус Музея современного искусства «Гараж».

12 июня 2015 года музей «Гараж» открыл свое первое постоянное здание в парке Горького, в бывшем ресторане «Времена года» — памятнике советского модернизма, построенном в 1968 году и реконструированном по проекту Рема Колхаса и бюро ОМА.