Режиссер фильма «Жги» Кирилл Плетнёв: «Ольгой Бузовой я очень доволен»

Режиссер рассказал, как работал со знаменитыми артистами и почему он определяет свое легкое настроенческое кино как мелодраму.

Вчера в рамках фестиваля «Кинотавр» в Сочи состоялась премьера дебютного полнометражного фильма Кирилла Плетнёва «Жги». В картине рассказывается история Алевтины Романовой (Инга Оболдина), которая служит надсмотрщицей в женской колонии. Из образа строгой надзирательницы выбивается лишь одно — ее голос, которому позавидовала бы оперная дива.

Одной из заключенных (Виктория Исакова) удается тайно записать ее пение на телефон и выложить в интернет. Запись становится сенсацией, и Алевтину приглашают в Москву. Единственным человеком, способным помочь подготовиться к выступлению и найти свой голос, становится та самая заключенная, в прошлом певица и прекрасный педагог, осужденная за убийство мужа.

Надо отметить, что зал во время показа этого фильма был заполнен на сто процентов. Поддержать режиссера, который на «Кинотавре» в прошлом году стал победителем конкурса короткого метра, пришли его многочисленные друзья и коллеги по цеху, в том числе любимая женщина Нино Нинидзе, которая работала над музыкой к этому фильму.

И вполне вероятно, что нынешняя работа Плетнёва может стать победителем смотра: публика приняла фильм очень тепло, и несколько раз во время показа зал взрывался аплодисментами. Всё дело в том, что эмоционально он очень разнообразный, насыщенный и вызывает полный спектр реакций — от радости и воодушевления до злости и разочарования.

Интересно, что прокатный жанр фильма определен как драма, сам же режиссер называет его мелодрамой. Об этом он рассказал на пресс-конференции после показа сегодня, 13 июня:

Когда я писал сценарий и когда уже снимал фильм, я формулировал для себя, что это мелодрама. Это прекрасный, но забытый у нас жанр. Он сейчас опошлен большим количеством мыльных опер на телевидении, но вообще мелодрама считается королевой жанров. И такие фильмы, как «Мосты округа Мэдисон», «Запах женщины», «Общество мёртвых поэтов», являются мелодрамами очень высокого уровня, над ними можно и посмеяться, и поплакать, и так далее. Но в нашем прокате мелодраматический жанр не воспринимается, поэтому ставят жанр драма. Хотя снимал я, конечно, мелодраму.

Кирилл Плетнев, Инга Оболдина, Виктория Исакова, Артем Михаенкин, Рубен Дишдишян, Нино Нинидзе

Интересен актерский состав фильма. Помимо Инги Оболдиной и Виктории Исаковой, в нем снялись Татьяна Догилева, Анна Уколова, Александра Бортич, Данил Стеклов и другие. Кроме того, в картине можно увидеть несколько неожиданных ролей камео — Ольгу Бузову, которая сыграла практически саму себя, то есть телеведущую, Ларису Долину в качестве жюри шоу «Жги», Антона Комолова и Ольгу Шелест, Диму Билана, Еву Польна, Кети Топурия и других звезд российской эстрады. У Бузовой экранного времени гораздо больше, чем у других исполнителей ролей «самих себя». О том, как всё к этому пришло, Кирилл Плетнёв говорит так:

У нас изначально в сценарии на эту роль был назначен мужчина. Мы говорили об Иване Урганте, с которым мы учились в одном институте, но он категорически отказывается играть самого себя. Предлагали Паше Воле, но он не снимается без жены, а двоих ведущих мы не хотели. В итоге возникла кандидатура Бузовой. Мне показалось это любопытным, потому что у нас провинция и аудитория «Дома-2», а мне нужно было, чтобы появление этого ведущего на улицах города взорвало его. И я понимал, что появление Ольги Бузовой его бы взорвало.

Он говорит, что с Ольгой ему работалось очень легко, потому что она профессионал своего дела:

В отличие от многих актрис и актеров, она приходила на площадку полностью готовая, прекрасно знала текст, то есть после переезда из Москвы в Невель (мы там снимали) она выходила из машины и, в меру того, что она может на этот момент как актриса, выдавала на сто процентов. Поэтому я Олей очень доволен.

Любопытно также то, что осужденных и сотрудников ФСИН в фильме сыграли не статисты, а люди, которые в действительности связаны с этой сферой.

Сотрудники ФСИН помогали нам и даже играли. Мы снимали в реальной зоне, правда, законсервированной, и когда искали квартиру для главной героини, нашли два дома, и жители сказали, что здесь живут сотрудники охраны, которые работали на этой зоне. И когда мы думали о втором плане, решили: «О, а давайте переоденем их в зэков». И когда провели этот эксперимент, поняли, что у них глаза те же самые абсолютно. Они с большим удовольствием играли и ходили на съемки как на работу.

Несмотря на то что общее настроение у фильма достаточно легкое, концовка, простите за тавтологию, все-таки не happy end. Зрители отнеслись к этому по-разному: одним понравилось, потому что в очередной раз вызвало волну новых эмоций, другим — не очень, поскольку несколько подпортило позитивное послевкусие. Некоторые критики обратили внимание на сцены, сопровождавшие титры, где все актеры идут по дороге с песней и танцами, и сочли это еще и кощунством по отношению к героине Виктории Исаковой, для которой всё закончилось печально. Кирилл Плетнёв говорит:

Нам надо было сделать свет в конце тоннеля. Здесь не надо искать смыслов, танцуют они в честь чего-то или нет. В кино важна эмоция. Кто-то вышел [с показа] с тем, что ему светло, ну и хорошо. Один французский кинокритик сказал про финальный танец: "Ты знаешь, а нашим всем очень понравилось, потому что есть в этом ощущение легкости и света".

Напомним, что в этом году на «Кинотавре» за главную награду поборются 14 фильмов (7 из них — работы дебютантов): «Аритмия» Бориса Хлебникова, «Близкие» Ксении Зуевой, «Блокбастер» Романа Волобуева, «Голова. Два уха» Виталия Суслина, «Жги» Кирилла Плетнёва, «Заложники» Резо Гигинеишвили, «Мёртвым повезло» Вадима Валиуллина, «Мифы о Москве» Александра Молочникова, «Рок» Ивана Шахназарова, «Прорубь» Андрея Сильвестрова, «Скоро всё кончится» Алексея Рыбина, «Теснота» Кантемира Балагова, «Три сестры» Юрия Грымова и «Турецкое седло» Юсупа Разыкова.