В Москве вручили премию «Ника»

В Московском государственном музыкальном театре фольклора «Русская песня» вручили престижную российскую кинопремию «Ника».

Лучшие актеры, режиссеры и их картины соревновались в этом году в семнадцати номинациях. Помимо основных категорий и двух дополнительных («За достижения в телевизионном кинематографе» и «За особый вклад в киноискусство»), в этом году появилась и новая премия, имени Эльдара Рязанова, — «Честь и достоинство».

Уже в семь вечера на красную дорожку стали прибывать звездные гости, которые сразу же попадали под вспышки фотокамер и шквал журналистских вопросов. Среди тех, кто решил приехать на церемонию заранее, оказались Станислав Говорухин, Алиса Фрейндлих, Фёдор Бондарчук, Борис Грачевский, Мария Кожевникова, Равшана Куркова, Константин Крюков, Елизавета Арзамасова, Юлия Пересильд, Наталия Медведева и другие.

Фотография: Максим Кашин

По мере того как гости заполняли зал, на сцену несколько раз выходил один из основателей премии и ее ведущий Юлий Соломонович Гусман, который разбавлял обстановку шутками и ироничными комментариями. Так, он «обвинил» актера Дмитрия Певцова в том, что именно его опоздание послужило причиной позднего старта мероприятия.

Вскоре началась сама церемония.

Легкий, радостный тон, заданный еще до начала, был почти сразу же несколько омрачен минутой памяти легендарного советского режиссера Эльдара Рязанова, который шесть лет был председателем Академии и ушел из жизни в прошлом году. На экране мелькали кадры из всеми любимых кинофильмов, снятых опытным мастером, звучали стихи, посвященные гению, в исполнении Михаила Ефремова. Зал аплодировал стоя.

Перед началом награжения слово взял президент Российской академии кинематографических искусств «Ника» Андрей Кончаловский. В своей речи режиссер отметил, что ему «отрадно от того, что год за годом кино не умирает, несмотря на все попытки умереть».

«Кино не умирает, несмотря на все попытки убить его рынком, большими картинами, которые нужно смотреть вместе с попкорном. Появляются и картины, где люди не жуют. Кино живо тогда, когда есть молодые художники, которые ищут новый язык», — сказал Андрей Кончаловский.

После Кончаловского на сцену поднялся представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Он зачитал послание президента России Владимира Путина по случаю открытия 29-й церемонии «Ника», а также добавил, что ему особенно приятно присутствовать на вручении премии именно в год российского кино.

Объявление победителей началось с номинации «Лучший неигровой фильм», в которой было представлено целых четыре картины, что на «Нике» случилось впервые. В сложной конкурентной борьбе статуэтка досталась ленте Евгения Цымбала «Валентина Кропивницкая в поисках потерянного рая».

Вручать награду за лучшее анимационное кино доверили заслуженному советскому и российскому режиссеру, сценаристу и педагогу Алле Суриковой. В этой категории победу одержал мультфильм Екатерины Соколовой «Волк Вася».

Следом за анимацией члены Киноакадемии решили отметить лучшие работы художников и их коллег в этом же мастерстве по костюмам. В первой категории лауреатом стал Валентин Гидулянов за свою работу над картиной «Конец прекрасной эпохи», а во второй лучшей признали Ольгу Гусак за наряды в фильме «Ангелы революции».

Из звукорежиссеров в этом году отметили Максима Беловолова, трудившегося над картиной «Орлеан», а следом за ним вручили награду за лучший фильм стран СНГ и Балтии, которая на этот раз ушла к киргизскому режиссеру Мирлану Абдыкалыкову.

Официальную часть церемонии разбавила трогательная минута памяти, посвященная деятелям кино, ушедшим в 2015 году. На сцене появилась народная артистка России и Грузии Тамара Гвердцители, которая исполнила лирическую композицию «Я вернусь теперь не скоро». Под бархатный голос певицы на экране один за другим стали появляться портреты: Наталья Крачковская, Глеб Кравецкий, Андрей Эшпай — вот только некоторые имена из этого списка. Зал почтил всех ушедших стоя.

Следующий блок номинаций открыла награда за лучшую операторскую работу. Право вручить «Нику» наилучшему профессионалу в своем деле в этом году получили главный редактор журнала ОК! Вадим Верник и актриса Соня Карпунина. В своей речи они отметили, что именно благодаря профессиональному взгляду оператора рождаются самые настоящие звезды экрана, которые впоследствии становятся главными героями глянца. Такой взгляд Киноакадемия отметила у Геннадия Карюка («Конец прекрасной эпохи»).

Фотография: Максим Кашин

Настоящим сюрпризом стала категория «Открытие года». Награду в ней получил актер Иван Колесников, сыгравший в фильме Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи». Статуэтку Ивану вручал заслуженный артист России Владимир Зельдин, который не так давно отметил свой 101-й день рождения.

Далее академики раздали награды в специальных номинациях. «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» отметили фильм «Однажды в Ростове», премию имени Алексея Германа получил режиссер Виталий Мельников, статуэтка ​за вклад в кинематографические науки, критику и образование досталась главному редактору журнала «Искусство кино» Даниилу Дондурею, а за честь и достоинство впервые наградили удивительную Алису Фрейндлих.

Главная интрига разыгралась в основных актерских номинациях. За лучшую роль второго плана боролись Мария Кожевникова, Инна Чурикова, Роза Хайруллина и Мария Шалаева. Несмотря на высокий профессионализм и безусловный талант всех номинанток, в этом году Киноакадемия посчитала наиболее достойной Инну Чурикову — актрису наградили за роль в фильме «Страна ОЗ». Интересно, что на церемонию Чурикова опоздала (в этот день она была задействована в спектакле), однако в зал вошла ровно в тот момент, когда озвучили ее фамилию.

За право считаться лучшей актрисой боролись не менее серьезные в профессиональном плане номинантки. Выбирая между Юлией Пересильд, Яной Трояновой и Ириной Купченко, профессиональное жюри Академии отдало предпочтение последней за роль в картине Алексея Петрухина «Училка».

Лучшим актером второго плана стал Михаил Ефремов, сыгравший в фильме Анны Меликян «Про Любовь». В номинации «Лучший актер» в этом году победили сразу два выдающихся таланта: Александр Яценко за роль в ленте «Инсайт» и Данила Козловский за роль в фильме «Духless 2​». Козловский, к сожалению, не смог присутствовать на церемонии, поэтому статуэтку за него получил Фёдор Бондарчук, который рассказал, что актер сейчас репетирует в Санкт-Петербурге.

Фотография: Максим Кашин

Перед тем как огласить победителей в трех главных номинациях, члены Академии поощрили композиторов Петра Тодоровского и Алексея Айги, написавших лучшую музыку для фильма «В далеком сорок пятом... Встречи на Эльбе».

«Нику» за лучшую режиссерскую работу вручили Станиславу Говорухину, снявшему фильм «Конец прекрасной эпохи». Это стало своеобразным подарком режиссеру к его 80-летию, которое он отметил совсем недавно. Как отметил сам мэтр, его работа в этом году получила весьма мощную поддержку Киноакадемии. Его картина победила в четырех номинациях.

Приз за лучшую сценарную работу получил Александр Миндадзе, который воплотил идею фильма «Милый Ханс, дорогой Пётр». Эта же картина и была признана лучшей картиной 2015 года.

Если говорить о церемонии в целом, то в этом году она была меньше всего похожа на сухое официальное мероприятие. Огромное количество талантливых людей на квадратный метр плюс прекрасное расположение духа ведущих и зрителей премии превратило 29-ю «Нику» в самый настоящий праздник души и таланта.